Пятым князем Юсуповым стал единственный сын Николая Борисовича и племянницы князя Потемкина Татьяны Энгельгардт - Борис Николаевич. Своим характером, поведением, он разительно отличался от отца. Если тот был блистательный вельможа - галантный, приятный, обходительный, то Борис Николаевич был прежде всего хозяйственник и рационалист, который своими трудами закрыл долги отца и приумножил богатства рода. Правда, таким он стал не сразу.
Государственная служба и страсть к азартным играм
Князь Борис Юсупов родился 20 июля 1794 года. Его крестным отцом был великий князь Павел Петрович. Воспитанием его сначала занималась мать, отличавшаяся деловой хваткой и экономическим складом ума. Эти способности передались и Борису, правда, проявились они в нем позже и очень помогли в задаче увеличения состояния.
Подросшего сына Юсуповы определили в модный французский пансион, затем он учился в Санкт-Петербургском педагогическом институте, по окончании которого в 1815 году князь Борис Юсупов стал служить в Министерстве иностранных дел. Службой он особо не дорожил, подобострастия перед начальством не проявлял – богатства отца позволяли ему вести себя очень независимо.
К тому же случилась ссора с отцом. До отца, проживающего в Москве, начали доходить слухи о сумасбродных выходках сына, о его увлечении азартными играми и баснословных проигрышах. Между ними часто были стычки и, как говорили современники (И. А. Арсеньев):
«Сына своего князь Николай Борисович терпеть не мог».
Все это привело к тому, что Борис Юсупов попросился в долгосрочный отпуск и на полтора года уехал за границу – в путешествие. Вернулся он как раз к началу перемен в государстве, начавшиеся со смертью императора Александра I. Он принял активное участие в траурных мероприятиях после кончины императрицы Елизаветы Алексеевны, затем в коронации Николая I, за что получил чин церемониймейстера. Пришлось ему продолжить службу.
Сахар Боринька
Молодой князь Юсупов сильно отличался от своего отца – эстета, эрудита и блистательного вельможи, всегда приветливого и изысканного. Их постоянно сравнивали – не в пользу князя Бориса.
Из Мемуаров правнука, Феликса Юсупова:
«На отца он нисколько не походил, характер имел совсем иной. Независимостью, прямотой и простотой нажил более врагов, чем друзей. В выборе последних искал не богатство и положенье, а доброту и честность».
В петербургских и московских салонах судачили о невероятных сумасбродствах молодого князя Юсупова, его беспечной жизни и безудержных кутежах, о баснословных карточных проигрышах. Да и поведением своим он демонстрировал пренебрежение к светским обычаям. В обществе он отпускал колкие и часто недвусмысленные остроты, чем многих шокировал и за что его недолюбливали. При этом в общении с дамами он демонстрировал подчеркнуто приторную слащавость. За это он получил прозвище – «Сахар Боринька».
Как же ему было далеко до блестящего отца! И никто не мог подумать, что в этом задиристом и не таком уж эрудированном человеке вскоре проснется блестящий хозяйственник и предприниматель.
Наследство: богатства и долги
В 1831 году умирает отец, и князь Борис Николаевич Юсупов становится наследником огромного состояния отца - 250 тысяч десятин земли, более 40 тысяч крестьян в разных губерниях, фабрики и хозяйства. Так думали вокруг и завидовали. И мало кто знал, что вместе с богатством он получил и огромные долги - 2 млн рублей. Это были и собственные карточные долги, но основную часть составляли долги отца, которые тот наделал, обустраивая усадьбу Архангельское.
Конечно, на балы и изысканные обеды хватало, но положение было серьезным. Разобраться самому с кучей дел, не отдавая имения в управление наемным администраторам, помогли способности хозяйственника, полученные им от матери.
Вступив в наследство, князь Борис Юсупов проявил себя невероятно рачительным хозяйственником и деловым человеком. Он не только умело управлял полученными хозяйствами, но и нашел новые источники доходов, что помогло ему довольно быстро закрыть долги отца, а к концу жизни удесятерить состояние, полученное от родителей, и стать богатейшим русским дворянином.
На удивление многих, Борис Юсупов дал большинству своих крестьян вольную - никто не мог понять, зачем он это сделал, а этот шаг помог ему погасить большую часть долгов. Юсупов, превратив крепостных в свободных арендаторов, помог толковым крестьянам развить свои зажиточные хозяева и оплачивать князю арендную плату. Так у него появились свободные деньги, их он вкладывал в перспективные предприятия - заводы и шахты Донбасса.
Другой весомый источник дохода Юсупов старался не афишировать. Это было ростовщичество, которое считалось постыдным делом даже для нетитулованного дворянина, а здесь – князь! Юсупов делал это через подставных лиц и получал от этого хороший доход.
К любимому детищу отца, Усадьбе Архангельское, Борис Николаевич Юсупов отнесся по-хозяйски, превратив ее из места для «услад» и развлечений высшего света в источник доходов. Так, пруды были сданы на откуп для ловли рыбы. Великолепный Ботанический сад он продал Московскому университету. Театр закрыли, зверинец продали. Дальнейшей распродаже усадьбы помешало вмешательство императора Николая I.
Богатейшую коллекцию картин и скульптур из Архангельского было решено перевести в Петербург, в дворец на Мойке. Этот дворец отец Бориса Николаевича приобрел незадолго до своей кончины у старшей сестры своей супруги, Александры Браницкой. Для этого дворец был перестроен и расширен.
Средства, вырученные от хозяйственной деятельности и ростовщичества, князь Борис Николаевич тратил не на развлечения, а вкладывал в дело. Он создал огромное хозяйство, которое позволило его потомкам вплоть до октября 1917 года жить припеваючи, хотя хозяйственников среди них больше не было – делами занимались управляющие.
А князь Борис Юсупов, владеющий имениями в семнадцати губерниях, регулярно объезжал их все. И все они при нем процветали. И когда успевал?
Из Мемуаров правнука Феликса Юсупова:
«Он был настоящим русским барином, однако весьма заботился о крестьянах, был для них истинным благодетелем, и они платили ему искренней и неподкупной любовью».
Между тем, князь Борис Юсупов занимался не только «сколачиванием капитала», он много внимания уделял и благотворительности. В последние годы своей жизни он входил в разные опекунские советы, эта деятельность требовала от него много сил и времени. Он пожертвовал на городские богадельни 73 300 руб. В своих имениях строил сельские больницы и приглашал туда опытных врачей. Когда случился неурожай 1834-35 годов, повлекший голод, он на собственные средства построил у себя в имениях благотворительные столовые, в которых кормили до 70 тысяч человек.
Несмотря на огромное состояние и обширное хозяйство, князь Юсупов продолжал состоять и на государственной службе – это он считал своим долгом. Когда князь находился в Петербурге, его обычный день проходил так. Утром Борис Николаевич Юсупов занимался служебным и хозяйственным делам. Днём он принимал в своем доме гостей. Вечерами он посещал театры или приемы. Периодически он давал великолепные балы, которые, как отмечали современники, были лишены щегольства и барства, а самого Юсупова называли чрезвычайно расчётливым и даже скаредным человеком. А он был просто хозяйственником.
Личная жизнь
Князь Борис Николаевич женат был дважды. Первой его женой стала княжна Прасковья Павловна Щербатова, дочь сенатора и действительного тайного советника. Она была мила, внешне создавала впечатление девушки «кровь с молоком», но не смогла выносить ни одной беременности. Она умерла при родах в двадцатипятилетнем возрасте, новорожденная малышка также умерла.
Только через семь лет князь Борис Юсупов женился второй раз. Его избранницей стала фрейлина Зинаида Ивановна Нарышкина, признанная красавица, на 16 лет моложе своего супруга. О ее бурной жизни будет отдельная статья.
Последние годы и кончина
Борис Николаевич не оставлял службу, и в 1845 году он был пожалован чином гофмейстера. Летом 1849 года деятельного Юсупова назначили Главным директором выставки промышленных произведений, которая должна была пройти в Петербурге. Сроки для подготовки выставки были очень сжатыми, и Борис Николаевич целые дни проводил в многочисленных залах, в окружении работников, лично отдавая им распоряжения и следя за всем.
Князь чувствовал себя не очень здоровым, так как незадолго до этого перенес холеру, которая охватила одно из его имений, и он отправился туда, чтобы помочь организовать лечение заболевших. В больших помещениях выставки было прохладно и сыро, но это его не останавливало – надо было торопиться.
Он простудился и умер 6 ноября 1849 года в Петербурге. Погребен князь Борис Николаевич Юсупов в подмосковном селе Спасское-Котово, в родовой усыпальнице, рядом с могилами отца и первой жены.
На его гробнице вырезана надпись по-французски - его любимое выражение:
«Честь превыше всего».
О предках и отце князя Бориса Николаевича Юсупова: