Слаются своими эмоциями. Мы каждый ди всехуже с рав-
таем новости о вспышках немотивированной агрессии, об уличных беспорядках, о нарушениях норм морали. В мире растет число страдающих депрессией, повторяются сценарии «Колум-байна», случаются коллективные самоубийства и разборки на до-рогах. Но вместе с этим растет и количество серьезных исследований эмоциональной сферы.
Книга Дэниела Гоулмана - наверное, самый значимый пример одного из них. Цель этого исследования - понять, как формируются эмоции, каким образом можно ими управлять, что такое эмоциональный интеллект и почему он может значить больше, чем IQ.
Гоулмана принято считать автором понятия emotional quotient («эмоциональный интеллект»), сам он дважды был номинирован на Пулитцеровскую премию. Книга «Эмоциональный интеллект» стала настоящим феноменом среди всех написанных по этой теме.
Она продержалась в списке бестселлеров The New York Times более полутора лет.
Что такое эмоциональный интеллект?
Вам случалось задаваться вопросом, почему люци с высоким 1Q зачастую не так успешны, как обладатели среднего 1Q? Чаще всего ответ кроется в эмоциональном интеллекте.
Эмоциональный интеллект - это совокупность качеств, таких как самоконтроль, инициативность, способность к самомотива-ции, эмпатия и умение выстраивать гармоничные отношения с другими людьми.
Иметь высокий эмоциональный интеллект означает:
- Понимать свои эмоции. Способность распознавать какое-либо чувство, когда оно возникает, - краеугольный камень эмоци-онального интеллекта. Те, кто обладает этим умением, контроли-руют свою жизнь и меньше сомневается в правильности собственных решений, начиная с выбора супруга и заканчивая работой.
- Управлять эмоциями. Люди, умеющие справляться с эмоциями и проявлять их только тогда, когда это уместно, гораздо легче переживают жизненные неудачи и не боятся пробовать снова.
- Обладать способностью к самомотивации. В основе любых достижений лежит эмоциональный самоконтроль - умение отложить получение удовольствия. Отсюда - высокая результатив-ность в любой деятельности.
- Понимать чувства других людей. Эмпатия - ключ к успешным взаимоотношениям. Эмпатичным людям намного проще добиться понимания в личной жизни и высоких результатов в ка-рьере, особенно в торговле и управлении.
- Уметь поддерживать взаимоотношения. Этот пункт близок к предыдущему, однако здесь речь идет именно об искусном обращении с чужими эмоциями. От этого умения зависит степень попу-лярности, лидерство, успешность в ведении переговоров.
Природа эмоционального интеллекта
Эмоции - это результат эволюции.
По мере того как наши предки сталкивались с одними и теми же задачами, самые действенные и «полезные» эмоциональные
реакции закрепились на нейронном уровне. Это был внутренний автоматический ответ, который обеспечивал выживание: если тебе навстречу бежит мамонт - самое время испутаться на-столько, чтобы суметь унести ноги.
Проблемы возникли тогда, когда эволюция перестала поспевать за меняющимися реалиями цивилизации. Люди начали предпринимать попытки обуздать или смятчить проявление эмо-ций. Библейские заповеди - отличный тому пример.
Ученые доказали, что у каждого из нас есть эмоциональная память. Проблема в том, что иногда вместе с эмоционально окрашенными воспоминаниями, которые запускают ответ-ные реакции, срабатывают и устаревшие способы реагирова-ния. Скажем, если ночью, услышав грохот, вы вскочите с кровати и рванете из комнаты, потому что ваш мозг принял этот звук за шум обваливающегося потолка, самое плохое, что произойдет в итоге, - весь следующий день вы проведете зевая.
Но иногда такая неточность имеет катастрофические послед-ствия. Например, если, выступая спикером на каком-нибудь фо-руме, вы взглядом наткнетесь на человека, как две капли воды похожего на унижавшего вас в школе учителя, это может привести к полному провалу. Вы окажетесь в ситуации, когда не сможете выдавить из себя ни слова.
Так зачем все-таки нужен эмоциональный интеллект?
В основе каждого сильного чувства лежит побуждение к дей-ствию. В умении управлять этим импульсом и заключается главная задача эмоционального интеллекта. Слишком сильное влия-ние эмоций побуждает нас совершать ошибки. Все дело в том, что в моменты чрезмерного эмоционального возбуждения наш разум находится под властью тревожных мыслей и образов. Когда информация поступает в мозг, эмоциональная часть запускает реакцию быстрее, чем неокортекс (часть мозга, отвечающая за мыш-ление) успеет эту реакцию обработать. Иными словами, эмоциональный ум может заставить нас действовать моментально, не советуясь с умом рациональным. Именно это ведет к принятию неудачных решений.
При высоком EQ человек способен держать рациональный и эмоциональный интеллект в балансе. Это позволяет сфокусироваться на достижении целей.
Эмоциональный интеллект - определяющий фактор успеха на современном рынке труда
Именно эмоциональный интеллект способен мотивировать нас в настойчивом движении к цели, несмотря на неудачи. Благодаря ему мы можем управлять настроением и не позволять чувствам затмевать разум. IQ, в свою очередь, никак не связан с нашей способностью справляться с превратностями или воз-можностями судьбы. Люди с высоким IQ, без поддержки эмоци-онального интеллекта, как правило, являются интеллектуалами, совершенно не приспособленными к реальной жизни.
Если говорить о современной корпорации, большую часть рабочей силы составляют так называемые «работники интел-лектуального труда» - аналитики и программисты. Но фишка в том, что опыт таких работников ограничен узкой специали-зацией. Их эффективность в масштабе организации напрямую зависит от скоординированности с работой остальных сотруд-ников. Именно команда, а не отдельный человек в этом случае является рабочей единицей. Вот почему эмоциональный интеллект - дополнительное преимущество даже для тех, кто рабо-тает, например, в IT
Отрицание важности эмоционального интеллекта и следова-ние закону джунглей - путь, ведущий в никуда. Будущее за руко-водителями, достигшими мастерства в межличностном общении и понимающими пользу, которую любому бизнес-процессу приносят сотрудники с прокачанными эмоциональными компетен-циями. Успешного лидера отличает эмпатия, умение преподносить и воспринимать критику, мотивировать. Ведь лидерство - это не господство, а способность убеждать людей работать вместе на благо общей цели.
Об авторе
Дэниел Гоулман - американский психолог, признанный эксперт в области эмоционального интеллекта. Гоулман работал старшим редактором журнала Psychology Today, преподавал в Гар-варде, где получил степень доктора философии. В течение двенадцати лет писал статьи для The New York Times, специализируясь на психологии и науках о мозге. Является автором более десяти книг по психологии, образованию, науке и лидерству.