По окончании средней школы, неожиданно для себя, был награжден учителем физики Ю.К. Карпинским грамотой за успехи в изучении этого предмета. Поводом для награждения, как это я понял много лет спустя, послужило, как бы случайное включение на уроке физики самодельного радиоприемника, собранного в мыльнице. Аналогичные промышленные, карманные приемники, тогда только стали поступать в продажу, но не получили популярности из-за большой стоимости и низкой надежности. В школе же получил квалификацию - слесарь сборщик авиационных приборов 3-го разряда. Специально поступил в класс авиаприбористов, т.к. интересовался не только электроникой, но и авиацией.
Затем, поступил в Уральский политехнический институт на металлургический факультет. Помните популярные, когда-то кинофильмы - «Высота», «Весна на Заречной улице». УПИ им. С.М. Кирова в те годы был вторым в стране по всем многочисленным показателем работы, в том числе и по количеству обучающихся студентов, после Московского университета. В академической группе был старостой.
После успешного окончания Уральского политехнического института получил квалификацию инженер - металлург по специальности, связанной с автоматизацией производства и был приглашен для работы на кафедре в должности ассистента. Это младшее научное звание и одновременно должность преподавателя в вузе. Наша кафедра вела занятия на нескольких факультетах по дисциплине «Промышленная электроника». Была и учебная лаборатория электроники, в которой доминировали радиолампы и к тому времени катастрофически устарела. В электронику, буквально, ворвались полупроводники. Даже первые транзисторы в буквенно-цифровом коде имели букву, например, П-4. За 10-15 лет мне удалось коренным образом изменить ситуацию в учебной лаборатории, но мало, кто из педагогического состава кафедры это заметил. А студенты - заметили. Измерительные приборы были те же, что и раньше - изрядно устаревшие. Я разработал электрические схемы установок, приобрел за свой счет все компоненты, нарисовал и протравил хлорным железом печатные платы, связал жгуты с проводниками, провел электрический монтаж, изготовил пять лицевых панелей из одиннадцати. В лицевых панелях сверлил отверстия под коммутационную арматуру, набивал на панели надписи с помощью клейм, которые купил на «толкучке». Шесть панелей взяты от старых, ламповых установок, промыты бензином, на них поменяны шильды - таблички с электрическими схемами, смонтировал новые фальшпанели. Лабораторные установки охватывали полупроводниковые приборы, практически всех известных их разновидностей. От диодов до интегральных микросхем - аналоговых и цифровых. Как сказал мне сотрудник кафедры, который ранее трудился в НИИ, - это работа целого отдела! И все это я изготовил дома - на кухне! Дочь зав. кафедры аппаратуры автоматического управления радиофака УПИ - Марина Печорина, моя одноклассница сказала, - наверное, тебя на кафедре на руках носят! Но это, ни так. Заведующий моей кафедрой, профессор, доктор технических наук, академик и т.д. Николай Александрович Спирин, увидев, случайно, одну из моих установок, воскликнул, - ой, какие проводки, какие лампочки. А тоже заслуженный профессор, тогда проректор УПИ по учебной работе, Владимир Иванович Лобанов, ныне покойный и по воле случая похороненный между могилами моих отца и матери (!) высказался более определенно, это (изготовление учебных лабораторных установок) не доцентская работа! И он будет ходатайствовать о переводе меня с должности доцента на должность старшего преподавателя! Каково? Последний год работы в УрФУ (УПИ) один вел занятия по электронике на всем факультете в 18 группах и трижды в семестре успешно проходил с ними интернет-тестирование. Больше никто из преподавателей кафедры абсолютно не разбирался в этом предмете. Одних уж нет, а те - далеко. И учебная лаборатория электроники на нашей кафедре, как инородное тело, была уничтожена, установки списаны, а учебная нагрузка передана на электротехнический факультет, куда я просился, но не очень активно, и мне ответили, что им нужно сократить на своем факультете 40 ставок преподавателей.
(продолжение следует)