Рассказ из цикла "Пока они смотрят". От имени этого героя на канале были рассказаны истории: " Я никогда не любил кошек" , "Епитимья", "Марлон", "Пока они смотрят", "Осознанный выбор", "Миха", "Вина", "Быть нужным", "Дуся", "Мальчик с пальчик", "Бумажное знамя", "Самый несчастный"
*****************************************************************************************
Осень пахла... Впрочем, она всегда пахнет сама собой. Аромат опавшей листвы смешивался с запахом влажной холодной земли и прошедшего вчера дождя. А ещё здесь, в парке, почему-то явственно ощущался запах грибов, хотя они никогда не росли в центре этого, пусть небольшого, но всё же города.
По-настоящему пахло грибами там, откуда когда-то я привёз нашего пса Рекса.
А вчера я снова отвёз его туда. Потому что это было справедливо. Я хотел похоронить его там, где ему когда-то было очень хорошо. Я забрал себе Рекса уже немолодым псом, но все оставшиеся годы его жизни он был нам с женой Верой преданным другом.
Сегодня Вера плакала. Двое других наших питомцев, кот Лео и маленькая храбрая собака Кнопа, вертелись около неё, вопросительно заглядывая в глаза. Лео и меня трогал лапой, словно спрашивая, что случилось с Рексом, и почему его миска, в которой он так любил похозяйничать, теперь пуста.
- Пойду пройдусь. - Сообщил я. Вера лишь кивнула, не оборачиваясь.
За то время, пока я помогал волонтёрам в приюте для животных, мне довелось видеть немало смертей, но потерю Рекса я переживал особенно остро. Он был не просто собакой, а другом, чутким, умным и понимающим моё душевное состояние, как своё собственное. Его строгая, почти овчарочья морда ложилась мне на колени в минуты, когда на сердце было особенно тяжело. Рекс одинаково снисходительно относился и к наглым выходкам Лео, и к скандальному лаю Кнопы. Он был островком уверенности и спокойствия в нашей маленькой разномастной семье.
Я шёл, пиная влажные листья, и вдруг резко остановился. Прямо мне под ноги неожиданно выкатился, вылетел нескладный, лопоухий щенок-подросток в стареньком потрёпанном ошейнике. Он веселился изо всех своих щенячьих сил: хватал зубами и подбрасывал листья, срывался с места и нёсся по кругу, поднимая настоящую разноцветную пургу. Потом резко тормозил и принимался скакать, как разыгравшийся жеребёнок. Я невольно улыбнулся, засмотревшись на эти прыжки. Повертел головой, выглядывая хозяина. Но поблизости никого не было.
- Простите. - Я подошёл к художнику, рисующему на заказ портреты случайных прохожих.
Он часто сидел в этом парке. И иногда нам с Верой приходилось видеть, как мужчина продаёт некоторые из своих картин.
- Простите, вы случайно не видели хозяина этого щенка?
- Этого? - Художник отложил кисть. - Так нет у него никакого хозяина.
- Как же нет? - Удивился я. - На нём ошейник.
- Если на мне пальто от Кардена, это совсем не значит, что я богатый человек. Это всего лишь значит, что у меня откуда-то есть пальто от Кардена. Этот шкет здесь уже давно бегает. Смотрите, вот, даже нарисовал его.
Он выставил на мольберт готовую картину. Она очень хорошо передавала осеннее настроение и одиночество, хотя морда щенка на рисунке выглядела задорной и беззаботной.
- Может быть, потерялся? - Предположил я.
- Может быть. Только интуиция мне подсказывает, что не очень-то его и ищут. Кормлю, вот. - Художник кивнул на свёрток, лежащий в ящике с красками.
- А себе не хотите взять? - Спросил я, наблюдая, как уставший щенок валяется в листьях.
- Некуда. - Охотно пояснил мой собеседник. - Я ведь и сам вроде этого товарища, бесхозный.
Народу в парке было мало, и ему хотелось поговорить. А я слушал, чтобы заполнить образовавшуюся в душе пустоту.
- Маленький был, собак страшно боялся. - Рассказывал художник. - Мать моя пила сильно, меня часто во двор отправляла. Гулял один и подолгу. Вот как-то собачья стая на меня и набросилась. Мужики со смены с завода шли, отбили. А я заикался потом. Позже, в интернате, во дворе собачонка жила. Маленькая, кудлатая. Помню, безобидная была совсем, разве что гавкала. А я аж трясся от ужаса. Ребята смеялись. Как звали меня, даже говорить вам не буду, неприлично. Я плакал, мучился, страшно ненавидел всех на свете собак. Потом один из старших ребят однажды ночью сел ко мне на кровать, пожалел, наверное. Сел и говорит, мол, надо эту собаку убить, тогда и страх весь пройдёт. Идём, говорит, провожу. Пошли с ним. Я камень большой в руке держу, сам бледный, как смерть. Парень тот учит, размахивайся, говорит, и бей, чтобы, значит, страх тебя парализовать не успел. Я зажмурился, замахнулся, и вдруг чувствую, кто-то мне ногу лижет прямо над ботинком. Открываю глаза, а собачонка хвостиком виляет, а сама языком работает, старается. И смотрит на меня так... Меня мать не целовала никогда, ребята шпыняли. Я ласки толком и не видел ни от кого. Иногда только поварихи интернатские по голове погладят, да пирожок сунут. А тут та, которую я убить собирался...
Он замолчал, отвернулся.
- Камень бросил в сторону, сел около неё на землю и разревелся. Провожающий мой рукой махнул и ушёл. А я сижу, слёзы по щекам растираю. Собачонка теперь уже и лицо лижет. Так и сидели с ней, пока сторож не вышел и не отвёл меня в спальню.
Художник провёл рукой по лицу, словно стирая тяжёлые воспоминания, и добавил уже веселее.
- Я ведь с той собачки и рисовать начал. Нацарапал её на листке. А учительница увидела, и давай хвалить. Занималась со мной. Сама сначала, а после в кружок записала.
- Дальше потом на художника учились? - Спросил я.
- На маляра. Как многие наши. - Усмехнулся он. - Но рисовать уже не бросал. Очень это мне пригодилось. Я ведь в тюрьме побывать успел, по глупости, по молодости. Не думайте, не убил никого. Этому я так и не научился. За кражу сел. Сокамерники меня не обижали. Иногда просили в письмах нарисовать что-нибудь. Я рисовал. Розы чаще всего отправляли женщинам по переписке, ангелов. Портреты с фотографий перерисовывал, и с натуры рисовал. Пока сидел, мать как-то меня из квартиры выписала. Вернулся в белый свет. Начал по женщинам мыкаться. Зарабатывал шабашками. Теперь живу с одной, рисую здесь вот. Она меня пока терпит, не прогоняет. Но собаку точно не возьмёт.
Мы с ним смотрели на щенка, который чуть отдохнув, снова принялся резвиться.
Мимо прошли мать с дочерью. Вдруг девочка остановилась.
- Мама, смотри какая картина! Собачка нарисована, как живая! Давай купим! Мы её у меня в комнате повесим. Мамочка, ну, пожалуйста!
- Извините!
Художник быстро направился к неожиданным покупателям. Спрятав деньги, вернулся довольный.
- Не впустую сегодня.
- У вас хорошо получается рисовать собак. Особенно глаза.
Он благодарно кивнул.
- У меня есть идея. Не хотите как-нибудь поехать со мной в приют. Там есть кого рисовать. Я заплачу.
- Зачем вам?
- Выставим где-нибудь. Может, пристроим кого-то. Есть в ваших картинах то, что цепляет за душу. А нет, продадим. Деньги приюту нужны. Ну, как? Согласны?
- Согласен. Только. - Он замялся. - Закрыты они там, или так бегают?
- В вольерах. - Успокоил я.
- Слушайте, а этого? - Он указал на щенка. - Может, ещё раз написать? Копию?
- Этого не надо. - Я подозвал непоседу, и он с радостью закрутился у ног. - Он уже пристроен...
В коридор с лаем выскочила Кнопа.
- Вера!
Жена стояла, облокотившись о стену, и смотрела на лопоухого, немного растерявшегося от Кнопиного лая, щенка.
- Кто это?
- Рекс.
Она присела на корточки. Щенок нерешительно двинулся к ней.
- Какой же он Рекс? - Ласково сказала Вера. - Ты сам посмотри. Он же совсем не грозный. Маленький, тощенький, грязный, как чушка. Чушка - Арчушка. Давай назовём его Арчи. Если вдруг вырастет большой и грозный, будет Арчибальд.
Она улыбнулась впервые за эти несколько дней.
Арчи протопал на кухню и сунул нос в Рексову миску.
- Голодный? Конечно голодный. - Ответила сама себе Вера и захлопотала, готовя щенку еду.
Лео настороженно смотрел сверху.
- Не сердись, брат. - Попросил я его. - Рекса не вернуть. А этому парню придётся туго, когда закончится осень.
Лео коротко мяукнул. Спрыгнул на подоконник и принюхался к ветру из форточки.
Осень пахла... Впрочем, она всегда пахнет сама собой.
--------------------------------------------------------------------------------------Внимание! Все текстовые материалы канала Йошкин Дом являются собственностью канала и объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование материалов данного канала без предварительного согласия правообладателя. Цитирование разрешено только при указании гиперссылки на канал Йошкин Дом https://zen.yandex.ru/id/5f8f427d77454e74d3aae539 Коммерческое использование запрещено.