В России полномочиями по разъяснению Налогового кодекса РФ наделен Минфин России (п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Но периодически можно наблюдать, что и Роснедра любят обращаться к Налоговому кодексу РФ, особенно к главе 26 НК РФ. К сожалению, у них отсутствует не только компетенция так делать, но и компетентность делать это правильно.
Простой пример. Предприятие добывает золотую руду и возникает чисто недропользовательский вопрос: в какой момент надо эту руду списать с Госбаланса, признав собственностью налогоплательщика.
В лицензиях недропользователя Роснедра стандартно пишут, что добытые полезные ископаемые становятся собственностью недропользователя, то есть списать с Госбаланса запасы надо в момент их добычи. Соответственно, осталось разобраться, а когда полезное ископаемое считается добытым.
И вот ответ на этот вопрос Роснедра ищут и находят ответ в Налоговом кодексе РФ, даже не понимая, что ставят телегу впереди лошади.
Увидев, что в Налоговом кодексе РФ золото считается добытым после переработки руды в концентрат, они делают вывод, что золотая руда, извлеченная из карьера и положенная на склад, принадлежит государству, а потому не подлежит списанию с Госбаланса. Делая такой вывод, Роснедра вносят путаницу в практику заполнения отчета 5-гр: железную руду надо списывать после ее вывоза из карьера, а золотую руду – после получения концентрата.
Ошибка Роснедр заключается в том, что они не учитывают позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой понятие ДПИ для целей НДПИ специфично и отличаются от аналогичного понятия, используемого в других отраслях законодательства. Эта формулировка родилась как аргумент против использования определения процесса добычи из горного законодательства, для налоговых целей. Напомним, Госгортехнадзор России в своем постановлении от 10.12.1998 № 76 объяснял, что добыча твердых полезных ископаемых завершается вывозкой на ДСК, но суды, которые рассматривали спор по стройкамню, не признают операции на ДСК добычными, то есть не считают возможным брать определение добычи не из налогового документа.
Но если для налоговых целей нельзя брать неналоговые определения, то логичен и обратный запрет: нельзя определять добычу для неналоговых целей при помощи Налогового кодекса РФ. Соответственно, приведенный в примере ответ Роснедр некорректно мотивирован, да и по сути ошибочен.
К сожалению, то, что написали Роснедра, налоговые органы, и суды, очень вероятно, будут рассматривать как истинную позицию. Но с этим нужно и можно бороться.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы получать новые комментарии по вопросам НДПИ. Жмите иконку "палец вверх" под этим материалом, если он вам понравился.