Или как я вокруг просто открывавшегося ларчика несколько месяцев кругами ходил.
Несколько месяцев назад на зарубежном аукционном сайте мне попался портрет человека в гусарском мундире, личность которого аукционные эксперты не смогли установить. Подробное описание лота на сайте отсутствовало или, по крайней мере, оно мне, там не зарегистрированному, не доступно. Но краткая подпись под портретом, открытая для всех пользователей, гласила: «Русский портрет джентльмена, XVIII в.»
То, что «джентльмен» не имеет никакого отношения к России, было очевидно с первого взгляда. Мундир персонажа украшает набор высших наград Габсбургской монархии – усеянный бриллиантами орден Золотого руна на шейной ленте, чресплечная лента и звезда Военного ордена Марии Терезии, звезда ордена Св. Стефана. Это, а также характерные черты лица явственно свидетельствовали о принадлежности портретируемого к династии Габсбургов.
А вот дальше я застрял! Я просмотрел всех австрийских эрцгерцогов конца XVIII-начала XIX в., каких только смог вспомнить или о существовании которых мне напомнил интернет, включая самых завалящих. По наградам совпадения имелись, многие члены семейства Габсбургов позировали для портретов в венгерских костюмах (а именно в венгерском мундире изображен наш герой), но ни один из просмотренных мною эрцгерцогов внешне не имел ничего общего с персонажем аукционного портрета. Затем я еще пару раз возвращался к этому портрету, но по-прежнему безрезультатно.
Однако недавно наступил «момент истины». Случайно мне попался вот этот портрет.
Картина эта авторства некоего J.Tuch (Й. Тух, мне такой художник незнаком) изображает, как считается, императора Священной Римской империи германской нации Франца II, он же затем император Австрии Франц I. Именно с такой подписью этот портрет фигурирует в Википедии.
Это же то же самое лицо, что и на аукционном портрете, решил я. Есть, правда, предположительно, разница в цвете глаз, но именно предположительно, качество снимка неблестящее, возможно, это искажение. В любом случае невозможно было не отметить внешнюю схожесть персонажей двух портретов.
А вот подпись уже под этим – вторым – портретом явно нуждалась в уточнении. То, что перед нами австрийский император (он же – венгерский король) не вызывало сомнений – слева от персонажа на первом плане изображена венгерская корона Св. Иштвана, за ней, по-видимому. корона Карла Великого. Сам персонаж изображен в орденском облачении венгерского ордена Св. Стефана – см. ниже
Но на Франца II (Франца I) персонаж физиономически никак не походил. Привожу портрет Франца в том же одеянии и том же ракурсе, где это наиболее отчетливо видно
Но ведь перед нами, как мы уже уверились, австрийский император. А уж среди последних найти искомого персонажа не такое уж сложное дело. И вот тут-то для меня и стало очевидно мое упущение, приведшее к тому, что изначальный аукционный портрет несколько месяцев лежал у меня «не опознанным». Прокрутив в мозгу австрийских императоров второй половины XVIII-начала XIX в., решив, что, вроде бы, ни один из них не походит на сочного губастого персонажа аукционного портрета и перейдя к поголовью эрцгерцогов, я совсем упустил (виноват, Ваше Величество!) человека, успевшего побыть императором в течение полутора лет – с сентября 1790 по март 1792 г., то есть Леопольда II. А между тем по всем признакам именно он и изображен на обоих портретах – и аукционном, и том, на котором орденский костюм ордена Св. Стефана, две короны и который висит в Википедии под именем Франца II.
Достоверные портреты императора Леопольда II
Итак, думаю, можно быть уверенным – на «русском портрете джентльмена» с зарубежного аукциона, а также на портрете «императора Франца II» изображен император Священной Римской империи германской нации Леопольд II.
Ну, а мне на будущее наука – быть повнимательнее в ходе разысканий.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.