Так охарактеризована царица Анна. И прежде чем говорить о воплощении замыслов Василисы, нужно, я думаю, хоть немного сказать о той, против кого она интригует. Я уже писала, что о реальной Анне известно очень немногое, и сейчас речь лишь о её образе в пьесе. В набросках Гедеонова, напомню, речь шла о любви Анны и Колычёва, который стремился её спасти (автор подчас даже вводил то, чего быть никак не могло: Андрей предлагал любимой выпить снотворное зелье – прямо по Шекспиру в «Ромео и Джульетте», - чтобы потом он мог освободить её из склепа; при этом даже не учитывалось, что в ту пору на Руси тела умерших всегда закапывали в землю). Островский коренным образом переделывает эту линию: Андрей без памяти влюблён, но не в Анну, а в Василису, и становится её послушным орудием. А что же сама царица? Образ её отходит у Островского на второй план, но всё же остаётся очень заметным. Воспитанная из милости Воротынским, она неожиданно для себя стала женой царя, однако счастья ей это замужество не п