Найти тему
BFM.ru

Bloomberg: Путин мог договориться с ливийским маршалом Хафтаром о военной базе в Ливии

   EPA
EPA

США обеспокоены возможностью расширения присутствия России в Средиземноморье. Об этом сообщает агентство Bloomberg. Оно утверждает, ссылаясь на анонимные источники, знакомые с ходом переговоров, что Владимир Путин и ливийский военный командир Халифа Хафтар после их встречи в Москве в конце сентября обсуждали соглашение о военном сотрудничестве, которое, в частности, включает в себя постоянные права на использование портов Ливии.

В частности, речь идет о порте Тобрук — для стоянки военных судов, а в перспективе — создания там российской военно-морской базы. Насколько вообще обоснованы эти предположения?

«Если России удастся получить порты в Средиземном море, это даст ей возможность шпионить за всем Европейским Союзом», — цитирует агентство бывшего специального посланника США в Ливии Джонатана Уинера, подчеркнувшего, что не дать России закрепиться в Средиземноморье являлось стратегической задачей США. При этом у России уже есть военная база в Средиземном море — в сирийском порту Тартус, а также не исключена возможность создания базы в Судане на Красном море.

Следует вспомнить, что разговоры о возможности создания российской базы в Тобруке идут несколько лет. Но это, скорее всего, делается исходя из неверных оценок ситуации в целом и на прямом переносе образа действий США на то, что может со своей стороны делать Россия, считает научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Григорий Лукьянов:

Григорий Лукьянов научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН «Раньше об этом также говорили в контексте событий 2019 года, когда произошла эскалация вооруженного противостояния в Ливии, и силы Ливийской национальной армии генерала Халифа Хафтара начали наступление на Триполи. Был выявлен след поддержки ЧВК «Вагнер». Были самые разные спекуляции со стороны Bloomberg и других западных агентств. На фоне банальных рассуждений о нефти шли рассуждения о российском военном присутствии в зоне ответственности Ливийской национальной армии на востоке страны».

Маршалу Халифе Хафтару уже 79 лет, у него давно не все хорошо со здоровьем, власти у него не очень много, а самое главное — он не политическая фигура. В Москве, в принципе, это неплохо понимают. Однако существует своего рода внешнеполитическая инерция, за счет которой Россия продолжает с ним контакты, а западные СМИ также по инерции периодически начинают рассуждения о них, которым также уже много лет, считает старший преподаватель Школы востоковедения ВШЭ Андрей Зелтынь:

Андрей Зелтынь старший преподаватель Школы востоковедения ВШЭ «Сейчас об этом говорить нереально. Хафтар ничего не контролирует. Это пиар-компания, которая длится уже не первый год. На востоке есть политическая власть, есть правительство, которое, вероятно, что-то контролирует. Россия давно поставила на Хафтара, практически весь период с 2014 года, когда она оформила разделение страны на две части. Его принимали в Москве на разных уровнях. Вот сейчас с ним встречался Путин. Хафтар, конечно, цепляется за позиции, которые у него есть сейчас, но это не меняет вопроса. Почему Москва до сих пор с ним играет в мяч? Я думаю, что ей очень сложно отказаться от этой привычки, которая выработалась уже с 2014 года».

Ливия несколько лет разделена между соперничающими администрациями на западе со столицей в Триполи и на востоке — в Бенгази, где и базируется Халифа Хафтар. Обе стороны периодически выступают против внешней политики и иных решений, принятых другой. Ни пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, ни российское Министерство обороны не отреагировали на запросы агентства Bloomberg о комментарии. Ровно так же не ответил на его звонки ни представитель Национальной армии Ливии Ахмед Аль-Мисмари, ни правительство Ливии в Триполи, признается издание.