Бывает, читаешь книгу и вдруг кто-то из героев вызывает большую симпатию. Кажется, что герой похож на нас, только лучше. Какие-то его качества восхищают, и им хочется подражать. Пороки вызывают сочувствие, а не осуждение. Такие герои очень цепляют и могут даже выступать как ролевая модель, образец для подражания.
Что же видит современная девочка-подросток, читая классическую литературу в школе? Есть ли какие-то женские образы, которые восхищают и которым хочется подражать? В школе мне так не казалось.
Хочу рассмотреть на примере “Капитанской дочки” Пушкина. Ее проходят в 8 классе. Когда мы начинали читать ее в школе, я была очень заинтригована. Какое название! Выходит главный герой - девушка? Наверняка она очень особенная!
Но по ходу дела я разочаровывалась все больше. Оказалось, что девчонка совершенно обычная, скромняшка. На моменте, где было упомянуто, что Марья Ивановна боится выстрелов из пушки, моему разочарованию не было предела. А далее по ходу повести только и происходит, что главный герой ее спасает, защищает, а все ее достижения - это поехать просить за жениха к императрице. Я-то ожидала, что она вскочит на пушку и даст бой Пугачеву! Или, как минимум, обманет захватчиков крепости и сама себя спасет.
Теперь, перечитав повесть, когда мне за 30, я очарована героиней Марьи Ивановны. Это девушка с сильным характером и эмоциональной зрелостью. И вообще я заметила, что Пушкин замечательно пишет женских персонажей. Он пишет их с большой любовью, с уважением к их личности, видит в них “полноценных” людей. На контрасте, например, Толстой тоже пишет женских персонажей с любовью, но насколько он их уважает вызывает вопросы.
Вот так, в школе хотелось историй о приключениях и храбрых девчонках, а эмоциональной зрелости, чтоб понять героинь Пушкина, не было.
Здесь я разбираю судьбу Татьяны Лариной, будет ли она счастлива? А здесь рассуждаю о феминизме.
Я пишу о литературе, изучении языков и своей жизни в маленьком, но уютном telegram-канале.