На прошлой неделе девушка из "мамского" чата задала мне вопрос, почему детей с особенностями стало больше? Мой ответ - "Изменилась среда обитания"!
Чтобы попробовать ответить на вопрос Ирины, давайте возьмем два периода, начало 20 века и Наше время. Я буду немного утрировать и упрощать. Итак, что же происходило в "среде обитания" в нашей стране в начале прошлого века:
- Закончилась 1 Мировая война и гражданская
- Прошла Революция 1917 года
- Огромное количество бездомных сирот (помните Республику ШКИД)
- Нет особенного развития домашних бытовых приборов (лампочки только появились)
- Люди много трудились на заводах и в полях (колхозы только начали появляться)
- С едой было не просто, еда была простая, никаких особых излишеств и выбора
- Детские сады только начали появляться массово
- Гаджетов, истесана, никаких нет
Если посмотреть на ситуацию с бытовой точки зрения, так себе условия, никакого лакшери (в общей массе, конечно).
Как развивался ребенок думаете, если ему постоянно приходилось решать вопросы практически "выживания"?! Напомню, мама и папа работают, лишний раз никто не поможет. Малышу, который начинал ходить нужно было, как можно быстрее обрести навыки самостоятельного обслуживания, иначе может быть "голодно" и "холодно".
И теперь внимание! Возьмем ребенка с ограниченными возможностями здоровья! Погрузим его в ту среду, что его ожидало, верно! Не можешь придумать, как пить из чашки, значит не попил/поел! А как вы знаете, интеллект развивается только в действии, только в ситуации решения вопроса! Вот и получается, что даже дети с различными интеллектуальными сложностями развивались и учились "выживать". Общая картина развития выглядела более "здоровой".
Перенесемся в наши дни:
- Декрет до 3 лет, сады с 3 лет (все с мамой)
- Пищевое поведение общества - изобилие и обжорство! Даже не надо выходить из дома чтобы поесть, все принесет курьер или робот яндекса!
- Двигаться дети (люди в целом) стали меньше, очень изменились стереотипы движения и поведения
- Гаджетов для мам и малышей - выше крыши (автоматические поильники, удобные ложки, обилие игрушек всех мастей, опять же телефоны/планшетики)
- Никаких средовых опасностей, ни собак диких вокруг, ни гусей во дворе
- Ну, как трудятся люди вы тоже понимаете, слово удаленка давно на слуху
- С последствиями масштабных воин вроде как тоже разобрались
Теперь берем малыша с особыми потребностями и погружаем его в современную среду.
Какие задачи "выживания" он должен решать, если за него все сделали, даже погуляла девочка в мультике. Гиперопека из каждого утюга?! Сад и общество для всех и каждого сплошная психотравма! Если мама, вместо физического развития и "давайка САМ" везде помогает или, что еще хлеще, выдает гаджет, а сама идет решать собственные вопросы! Не надо больше учится манипулировать с неудобной железной кружкой, не надо пытаться убежать от гуся, не надо постараться пройти незаметно мимом собаки во дворе. Не нужно преодолевать различные бытовые сложности, ну и значит, те дети с ОВЗ, которые могли научится преодолевать трудности "выживания" в естественной среде уже не научились.
Вот мы и видим, что количество детей с Ограниченными Возможностями Здоровья выросло!
Согласны со мной? Хочется услышать ваше мнение!