Сегодня наша подборка посвящена одному из самых харизматичных бас-гитаристов современности - Майклу Бэлзари, известному широкому кругу лиц под псевдонимом - Фли.
Один из основателей группы Red Hot Chili Peppers, человек, который дал в составе этого коллектива наибольшее число концертов (на один больше чем Энтони Кидис), соединяющий в своей игре фанковы ритмы, панковскую агрессию, джазовую эклектику и, так уж вышло, один из моих самых любимых бас-гитаристов.
Сам удивляюсь почему подборка о нём появилась спустя более двух лет с момента основания этого канала, но лучше поздно чем никогда.
Ранее я уже посвящал отдельный пост автобиографической книге Фли:
а также альбоме Red Hot Chili Peppers - Mother's Milk (1989):
В этой подборке я буду использовать исключительно прямую речь Фли, а состоять она будет из 18 композиций с моими любимыми басовыми партиями этого парня. Композиции выстроены по хронологии их выхода, что позволит получить представление об эволюции игры и композиторского мышления Фли.
Поехали!
Басы занимали мое воображение совсем не так, как труба. Когда я брал в руки трубу, я мечтал играть с великими джазовыми музыкантами, в большом симфоническом оркестре, вырасти в уважаемого человека, крутого и понятного. Но как только я взял в руки бас, я превратился в животное. Что ж... снаружи я больше похож на позера, но под ним — животное.
Фли о первом знакомстве с басом:
Когда я увидел по-настоящему жесткий, энергичный и быстрый бибоп, который исполнял мой отчим Уолтер (прим. - Уолтер играл на контрабасе) и его друзья, которые только что устроились в нашей гостиной, во мне открылось что-то, о существовании чего я даже не подозревал. Это захватило меня интеллектуально, духовно, эмоционально, физически... всё это одновременно.
О джазовом снобстве:
Мы все проходим через это, если нам нравится джаз. Да. Абсолютно! В детстве я был таким. Я смотрел на рок-музыку и думал, что это музыка для тупых людей, понимаете, но потом, после школы, я открыл для себя панк-рок, и все изменилось.
Я использовал два пальца для игры, как учил меня Хиллел, а потом однажды в школе, сидя под деревом, увидел, как мощно играет на басу Рэй. Он был басистом еще одной популярной помимо Anthym группы Фэрфакса — Star. Все они были чернокожими ребятами и играли фанк. Я смотрел, как Рэй лупит большим пальцем по низким струнам баса, позволяя им подпрыгивать подобно баскетбольному мячу — бум — большой палец опускается... Затем его средний палец отвечает большому, дергая высокие струны и ровно вытягивая их, удар — палец вниз, бум — палец вверх... Удар, бум, вниз, вверх... Черт возьми, Рэй, давай, отожги как следует! Охренеть просто! Я был так ошеломлен, что понимал: мне нужно научиться делать так же... Ну, я так и сделал.
Об Out in L.A. первой песне RHCP:
Я жил и любил фанк. Это мой самый естественный ритм, и я придумал басовую линию стихотворения Энтони, находясь под вдохновением от песни Defunkt группы Defunkt, потрясающей авангардно-фанковой группы из Нью-Йорка, возглавляемой Джо Боуи, братом Лестера Боуи, из художественного ансамбля Чикаго. Мы отрывались и впадали в танцевальное безумие под эту песню, кружась и прокладывая путь в мир свободы. Defunkt укоренились в наших головах.
О смене стиля игры в начале 90-х:
На Blood Sugar Sex Magik я старался играть проще. До этого я играл очень много и плотно, а после подумал, что реально должен расслабиться и сыграть вполовину меньше. Когда вы играете меньше нот появляется больше возможностей для всего остального. Если я играю что-то слишком усердно - это сразу заметно - вместо баса образовывается сплошная мешанина из нот. Интервал - вот что хорошо.
О композиции Coffee Shop:
Забавно то, что Coffee Shop возможно никогда не была бы написана, если бы не эффект Electro-Harmonix Bass Balls, ради которого она была сделана. Я начал использовать этот эффект однажды утром на Гавайях, и это было потрясающе - сенсационное звучание, подобное пению сирен. Но когда мы вернулись в Лос-Анджелес, чтобы начать запись, моя гитара больше не издавала подобных звуков. Я просто обезумел, я разбил ее! Я даже почти расхотел вообще записывать эту песню, потому что для меня самым главным было звучание бас-гитары. Но я все-таки записал ее, использовав Boss Dynamic Filter.
О композиции Walkabout:
Я ходил на фильм Спайка Ли "Круклин" (1994) с потрясающим саундтреком, написанным в стиле фанка 70-х. Я вернулся домой, взял бас-гитару и начал играть тему под слова. Вступление я написал на репетиции.
Об освоении баса:
Когда я начал играть с группой Anthym, мы занимались этим всё свободное время. Просто импровизировали без плана, сочиняя музыку по ходу дела. Так я научился играть на басу. Я использовал несколько гамм и немного музыкальной теории, которую я знал по трубе, и опыт освоения духовых дал мне возможность смотреть на бас под другим углом. Я думал о басовых линиях, как о партиях духовых. Мы часами занимались этой модальной импровизацией. Я просто искал ритмы, искал те трансцендентные всплески, которые заставляли нас подпрыгивать в ритм. Наши джемы были в основном самодовольным дерьмом, но в редкие моменты красоты я открывал новую часть себя.
Люди часто спрашивают, кто из басистов повлиял на меня, и они готовы услышать такие великие имена, как Жако Пасториус, Джеймс Джеймерсон, Стэнли Кларк, Вилли Уикс, Бутси Коллинс и Ларри Грэм. Конечно, все эти ребята оказали на меня определенное влияние, но я бесстыдно копировал Леса Паттинсона из группы Echo & The Bunnymen и Джа Уоббла из Public Image Ltd.
Фли говорит о Лесе Паттинсоне из Echo & The Bunnymen:
Я видел Echo & The Bunnymen прямо перед выходом их альбома Heaven Up Here (1981). Эта музыка действительно повлияла на меня. Я любил эту группу, и особенно мне понравились их первые несколько пластинок. Для меня это была действительно мощная музыка, и по какой-то причине, где бы я ни находился в то время в своей жизни, я действительно был связан с ней. То, как Лес играл на бас-гитаре, не было сложным или виртуозным, но было настолько гипнотическим и завораживающим. Мне это очень нравилось, и я просто копировал его басовые партии и постоянно их играл. Когда джемуем в Chili Peppers, я до сих пор все время играю его басовые партии.
О Питере Хуке (Joy Division):
Мне нравится, как играет Питер Хук. У меня, Джона Фрушанте и Джоша Клингхоффера какое-то время была кавер-группа Joy Division. Я пытался научиться играть медиатором, потому что я никогда так не играл и играл все старые басовые партии Joy Division. Это был такой уникальный стиль: мелодичная, гипнотическая игра на басу.
О Джа Уоббле (Public Image Limited):
Все эти вещи Public Image, в частности, из периода Metal Box, меня просто сразили наповал. Мы с Джоном всегда играли Poptones с этой пластинки. Я люблю эту музыку. Я по-настоящему увлекся этим пост-панком из Англии. Для меня это было большое событие. Она действительно идеально сочеталась с джазом, маргинальной арт-музыкой и панк-роком: музыка была настолько гипнотической, что в ней было то, что мне нравилось в джазе, панк-роке, поэзии и литературе одновременно!
Алан Мошульски, главный вокалист и второй гитарист Anthym, был интересным парнем. Родом из чилийской семьи, в которой занимались шоу-бизнесом, благополучный ребенок, домосед, он провел много времени в своей спальне, оттачивая навыки игры на гитаре. Я отправился к нему домой чтобы он дал мне пару уроков. Алан был адептом виртуозной игры и прогрессивного рока. Я никогда даже не слышал о прог-роке. Он играл мне Аллана Холдсуорта, Brand X, Gong, Genesis, Weather Report, Yes. Он обладал изысканностью, которой я восхищался в джазе, и помог мне увидеть, как я могу вписаться в рок и что можно творить с басом. В тот день Алан показал мне различные технические упражнения, гаммы и паттерны, чтобы я мог оттачивать мастерство. Они позволили моим рукам окрепнуть. Также он помог мне развить физическую способность слышать ритмы моего сердца. Упражнения, которым Алан меня научил, все те же, которые я играю перед каждым шоу.
В мае 2023 года в своём Twitter (нынче X) Фли назвал три своих любимых бас-партии всех времён, в тройку вошли:
1. Parliament - Flash Light (альбом Funkentelechy vs. the Placebo Syndrome, 1977 год);
2. Led Zeppelin - Ramble On (альбом Led Zeppelin II, 1969 год);
3. Alice Coltrane - Journey To Satchidananda (альбом Journey To Satchidananda, 1971 год).
О роли бас-гитары:
Это сложно охарактеризовать, но мне нравится слушать бас, когда он звучит вместе с ударными. Мне просто это нравится. Мне нравится это потому, что это вызывает во мне желание заняться любовью - вот такое хорошее, теплое чувство. Но мне не нравится, когда басист становится посередине сцены, даже на фанковых песнях, где басу отведена ведущая роль, например у Funkadelic, в композиции (Not Just) Knee Deep - это, всего лишь, фанковая вещь, а не призыв: Посмотрите на меня!. Многие басисты обладают потрясающей техникой, но не вызывают у вас никаких эмоций. Вы не чувствуете гнева, страха или любви.
Да, любой инструмент - это волшебная вещь, и я играю на множестве разных инструментов, а также на басу, но с годами мои отношения с басом становятся все глубже и глубже, и я влюбляюсь в него все больше. Моя единственная бас-гитара, которую я люблю больше всего, — Fender Jazz 61-го года. Каждый раз, когда я смотрю на него, я поражаюсь. Это как смотреть на великого Пикассо или невероятное тысячелетнее дерево. Все в нём идеально, это такое волшебное изобретение.
И в финале слова не менее замечательного бас-гитариста Криса Сквайра о Фли:
Он отличный бас-гитарист, если хотите услышать его игру включите альбом Mother's Milk, где Red Hot Chili Peppers сделали кавер на и он абсолютно должен быть здесь, особенно если ты хочешь включить материнское молоко, альбом, где они кавер на Higher Ground Стиви Уандера. Позже, спустя много времени после выхода этого альбома я довольно близко познакомился с Фли и он прекрасный человек и чертовски крутой басист, а ещё он очень хорошо поёт, правда многие этого не знают.