25 июня 1988 года стало чёрным днём в истории коллектива Red Hot Chilli Peppers. От передозировки в возрасте 26 лет скончался гитарист коллектива Хиллел Словак.
Через некоторое время после трагедии из группы ушёл барабанщик Джек Айронс, который не хотел играть в коллективе, в котором умирают его друзья.
Майкл Бальзари (Фли):
Джек всегда оставался и останется нашим хорошим другом, он был невероятно важной частью рождения и роста нашей группы, и я люблю его всем сердцем.
Вокалист Энтони Кидис, находившийся в очередном, но далеко не последнем рехабе от своей зависимости, и бас-гитарист Фли снова стали единственными участниками коллектива. Ситуация точно повторяла обстановку перед записью дебютного альбома группы, когда Айронс и Словак отказались от участия Peppers и остались в коллективе What Is This. Но теперь, со смертью Хиллела, восстановить статус кво было невозможно.
По-словам оставшихся членов группы вопрос о том продолжать ли историю RHCP не стоял перед ними остро, решение продолжать было принято очень быстро, но конечно этого нельзя было сделать вдвоём.
С гитаристом ребятам помог лидер Parliament/Funkadelic Джордж Клинтон, ранее продюсировавший второй альбом RHCP Freaky Styley (1985), порекомендовав гитариста по имени ДеВайн «Блэкбёрд» Макнайт.
У Макнайта был прекрасный послужной список, и он уже пересекался с "семьёй" RHCP, поскольку в конце 70-х работал с Клинтоном, а в 1987 году вместе с Фли участвовал в записи композиции Уоррена Зевона Leave My Monkey Alone с альбома Sentimental Hygiene (1987).
Единственная официальная запись RHCP, где можно услышать Макнайта это трек Blues for Meister со сборника Out in L.A., вышедшего в 1994 году.
Макнайт казался идеальной кандидатурой для группы, но почти сразу они поняли, что его участие было лишь временной мерой, призванной напомнить публике, что Red Hot Chili Peppers пережили смерть брата.
Энтони Кидис:
Я думаю, что лучшим выходом для него (прим. - Макнайта) было собрать свою группу, в которой он был бы лидером.
Родословная барабанщика Даррена (он же D.H., он же Dirty) Пелигро сильно отличалась от родословной Макнайта. D.H. был из панк-тусовки, дружил с Фли и играл на барабанах в Dead Kennedys с 1980 года.
Но если и Энтони и Фли хвалили Макнайта, как музыканта, с которым просто не удалось сработаться, то барабанщик особо тёплых слов о своих профессиональных навыках не заслужил.
Кидис:
С D.H. было тяжело, мы любим его как человека, и он милый парень, и, как и у всех, у него есть свои проблемы. С ним приятно проводить время, он замечательный человек, и мы хотели парня, который был бы другом. Вот почему мы наняли его.
Но всё же D.H. сыграл свою роль в RHCP, поскольку отметился не только, как соавтор трёх песен на альбоме Mother's Milk, но именно через него ребята вышли на гитариста Джона Фрушанте.
Однажды Пелигро позвонил своему другу Фли, все еще глубоко оплакивавшему потерю Словака, и пригласил его прийти и поджемовать с молодым гитаристом по имени Джон.
Вскоре после джема Фли пригласил его к себе домой, где они записали некоторые свои музыкальные наработки на четырёхдорожечный магнитофон. Из этих джемов вышли два трека для альбома Mother’s Milk, скоростная Nobody Weird Like Me, в которой RHCP заходят на территории металла и лирическая Pretty Little Ditty - о ней чуть позже.
Фли был воодушевлён:
Все, кроме игры на гитаре и написания музыки, было для Джона на периферии, я никогда не встречал кого-то, кто был бы так рад играть всё время. Он всегда сосредоточен на том, чтобы быть как можно более глубоким музыкантом.
Вскоре Джона рекрутировали в RHCP, уведя его из-под носа у коллектива Thelonious Monster.
Фрушанте открыто признал, что Хиллел Словак оказал большое влияние на его игру, но признавал:
Я не был настоящим фанковым исполнителем до того, как присоединился к группе, но изучив игру Хиллеля, я быстро адаптировался и понял, как мне нужно играть и звучать в паре с Фли.
Вторым новым участником стал Чед Смит, весельчак-барабанщик, певший под собственный ритм похабные стишки.
Энтони:
Ударные всегда играли большую роль в нашей группе. Клифф (прим. - Клифф Мартинес, играл на первых двух альбомах RHCP) - был креативным и артистичным, Джек Айронс был метрономом, но Чед просто "двигал" воздух так, как это не делал никто до него.
Несмотря на то, что его стиль казался идеально подходящим для Red Hot Chili Peppers, Фли и Кидис особенно не хотели нанимать Смита. Фли подумал, что он может быть даже слишком роковым для группы; его оттолкнула его бандана и кожаная куртка.
Сам Смит подходил к прослушиванию в RHCP с сугубо деловой стороны:
Я не был большим фанатом Peppers, всё что я о них знал, - что это те самые парни, которые выступают с носками на членах. Но меня это не волновало, главное было то, что у них был контракт на запись. Поэтому я был рад во всём этом поучаствовать.
Но сомнения отпали после репетиции со Смитом. Фли нашёл идеального партнёра по ритм-секции, а Энтони соавтора, с которым может писать песни.
Кидис:
Пока мы репетировали, я начал писать песню Knock Me Down. Это была песня, которая описывает, каково это, быть наркоманом, самоуверенным эгоистом и думать, что ты можешь контролировать свою зависимость. Но еще это была ода Хиллелу. У меня было множество листов с куплетами, но не было мелодии и структуры. Джон подошел ко мне сразу после того, как мы его приняли и сказал, что я могу показывать ему все что угодно и мы будем работать вместе. Одна из первых вещей, которую я показал Джону, была Knock Me Down. Я предупредил его, что эта песня очень длинная. — О, это ничего. Я как раз работал над очень длинной мелодией и вижу, как она прекрасно подойдет к твоим словам. — сказал он. Он сел, изучил лирику и стал накладывать её прямо на свою мелодию. Через несколько минут была готова вся песня. Это было удивительно. Даже когда Хиллель был с нами, мы всегда вместе с Фли писали слова и сочиняли музыку, но она звучала совершенно по-другому, поскольку мы отталкивались от мелодии бас-гитары. Теперь я чувствовал, что могу написать что угодно, подойти с этим к Джону и мы напишем песню. Я чувствовал, что с этим парнем всё возможно.
В марте-апреле 1989 года группа собиралась для работы над новыми песнями. На этих сессиях Фли и Кидис убедились, что Чед и Джон были правильным выбором. Фрушанте доказывал, что его заявление о том, что он может написать музыку для любого инструмента не было хвастовством девятнадцатилетнего юнца.
Ранее большинство песен группы строилось вокруг грува и начиналось с басовых партий, но с приходом Джона материал стал более структурированным, мелодичным и чётким, больше похожим на песни, а не на джемы.
Открывающий трек Good Time Boys показывали энергетику группы лучше, чем любая ранняя запись. Барабаны Чеда гремят, Фрушанте помимо фанкового ритма добавляет металлического драйва, даже не видя Кидиса, кажется, что во время пения он как мячик скачет по сцене.
В ту же категорию фанково металлических треков попадает Stone Cold Bush - ода продажной любви, в которой есть великолепный кусок с выступающим вперёд басом Фли.
Punk Rock Classic - еще одно головокружительное буйством с турбонадувом, где группа дерзко засэмплировала теперь уже известный рифф из Sweet Child O’ Mine Guns'n’Roses.
Фанк преобладает в Subway To Venus, аранжировка которой украшено динамичной духовой секцией, партию трубы в которой исполнял в том числе Фли. Помимо этого трека труба Фли звучит в Taste the Pain, достаточно спокойном в контексте Mother's Milk треке
и в композиции мелодию которой слышали все, кто смотрел MTV в начале нулевых.
Речь идёт об инструменталке Pretty Little Ditty, часть мелодии которой коллектив Crazy Town положил в основу своего единственного супер-хита Butterfly.
Если уж говорить о каверах, то нельзя не отметить интерпретацию Fire Джимми Хендрикса, которая была издана ещё на сингле Fight Like a Brave с альбома The Uplift Mofo Party Plan (1987), потом на The Abbey Road E.P. (1988) и наконец, как ещё одна дань Словаку (помимо хита Knock me Down), попала на полноформатник. Партии Айронса и Словака не переписывались, так что бывшие на тот момент участники группы всё же отметились на Mother's Milk.
Второй кавер это Higher Ground Стиви Уандера. Фли вспоминал, что чувствовал невероятное единение со всем миром и понял, что решение продолжать карьеру группы было верным, когда в студии собралась толпа друзей и знакомых RHCP, чтобы исполнить хоровые подпевки в Higher Ground.
Одним из моих любимцев является забытый трек Johnny, Kick a Hole in the Sky, этот пятиминутный пружинящий монстр ставит действительно жирную точку в альбоме, такую будто об стену размазали здоровенный апельсин.
RHCP были не из тех групп, которые приносили в студию десятки песен, из которых на альбом попадала дюжина, поэтому ауттейков у группы достаточно мало. Ещё одним запланированным кавером была песня Джимми Клиффа The Harder They Come, но от планов отказались, поскольку Кидису не хватило вокального диапазона. Инструментальная композиция под простым названием The Dub Song также была отложена.
Только в 2003 вышло переиздание альбома с шестью бонусами. Один из них это Song That Made Us What We Are Today, 13-минутный джем, который дал Джону Фрушанте возможность сыграть роль Джими Хендрикса.
RHCP любят Хендрикса, поэтому в пул бонусов вошли ещё два кавера на Джимми, исполненные живьём - Castles Made Of Sand (Live) и Crosstown Traffic (Live).
Под уточнением Original Long Version были изданы Sexy Mexican Maid и Knock Me Down. Knock Me Down разрослась на минуту, и хорошо, что продюсер Майкл Бейнхорн уговорил Кидиса сократить композицию.
И последний бонус - Salute To Kareem (demo), ничем особо не примечательная инструменталка.
Когда Кидиса спросили о названии альбома, он дал типичный многословный ответ:
Материнское молоко — это живительная, питающая, опьяняющая, добродушная, оздоравливающая, любящая, утешительная, теплая и успокаивающая субстанция Когда ты его пьешь, ты чувствуешь себя хорошо и становишься сильным и здоровым. Он защищает от инфекций и болезней. Они чистое и полезное, и нам нравится думать, что наша музыка представляет собой то-то подобное.
Однако ни один релиз Chili Pepper не обошелся без разногласий: на этот раз возникли проблемы с обложкой альбома.
Концепция принаджелит Энтони Кидису:
У меня был старый постер 60-х го- дов Sly and the Family Stone, где Слай держал руку вытянутой, а на его ладони стояла вся группа. Я думал, что было бы классно, если бы тебя держал гигант, а ты был маленьким человечком. Только в моем представлении гигант — это голая женщина, а мы находимся около ее груди.
Первая проблема связана с Ален Доун, девушкой, чьё изображение попало на обложку, поскольку RHCP не получили разрешения использовать её фото для обложки, а вторая заключалась в том, что крупная сеть магазинов США, сделавшая предварительный заказ на 50 000 альбомов, отказалась от него из-за обложки. Это было слишком вызывающе для средней Америки. Поэтому было решено увеличить участников группы так, чтобы грудь была видна еще меньше.
Журнал Playboy назвал альбом самой динамичной смесью панк-фанка, которую вы слышали за последнее время. The Toronto Star были поражены эклектизмом группы, назвав их Mothers of Invention 1990-х. The Boston Globe также отметил их разнообразие, отметив, что Mother's Milk похоже на Принца, встречающегося с Джими Хендриксом в «Сумеречной зоне».
Mother’s Milk — это энергичное и веселое повторение резкого фанка RHCP, но, за исключением мечтательного инструментала Pretty Little Ditty, он не открывает ничего нового.
Газета Washington Post похвалила Фрушанте за жёсткую металлическую игру, а Guitar Player написал, что гитарист, известный как «Грини» (прим. прозвище Джона), играет так, как будто он вырос с одним ухом, приклеенным к бумбоксу, а другим — к стеку Marshall. Он живой архив металлических и фанк-риффов семидесятых.
Мик Уолл назвал альбом переломным моментом для группы, ознаменовавшим трансформацию RHCP из прифанкованных лос-анджелесских чудаков в известных всему миру новаторов и предвестников глобального кульрурного перевоорота.
Сейчас, спустя более 33-х лет альбом если и известен, то среди фэнов группы, это не значит, что он плох, просто следующий за ним Blood Sugar Sex Magik затмил собой всё, что делала группа ранее, а релизы 1999-2006 годов только закрепили успех. Но нельзя не отметить значимость альбома в истории группы, они пережили смерть Словака, нашли Смита и Фрушанте, записали свою лучшую на тот момент пластинку и доказали всем, а в первую очередь себе, что Red Hot Chili Peppers не собираются сдаваться.