Найти тему

Загадка "настила". Перевал Дятлова. - 28

Предыдущая часть:

Так вот, по поводу этой воинской части 01662, располагавшейся в городе Серове. В Совдепии была довольно запутанная система нумерации воинских частей (возможно, не только в силу обычного советского идиотизма, но и чтобы "врагов запутать"), но, тем не менее, какие-то закономерности в этой системе все же были.

Так, все воинские части, подчиненные МВД, имели четырехзначный номер. В том числе - вертухаи (конвойные войска), охранявшие в это время лагеря ГУЛАГа. Ранее эти функции осуществляли чекисты: ГУЛАГ долгое время был их вотчиной, но в 1954 году эти функции передали в МВД. Конечно, это не значит, что после этого поменяли все начальство лагерей (хотя некоторых сталинско-бериевских чекистов из числа лагерного начальства, отличившихся особыми зверствами, после смерти Сталина и расстрела Берии все же сняли с должностей, а некоторых даже поставили к стенке) - нет, это были все те же вчерашние чекисты, только теперь служившие в другом ведомстве, в МВД. И поэтому все лагерное начальство, конечно, сохраняло тесные связи с чекистами, и вся их лагерная агентура (весьма широкая) также была прежней.

В Ивделе располагалась одна такая (довольно крупная) часть МВД по охране лагерей - 6602. Капитан Чернышев со своей группой были из этой части Ивдельлага (они "специализировались" на поимке беглых заключенных). Эта группа во главе с Чернышевым на перевал прибыла еще 27 февраля, они принимали участие в "поисковых работах" почти с самого начала и на протяжении почти всех "поисковых работ". Из этой же части 6602 Ивдельлага была группа мл. лейтенанта Потапова - они прибыли в лагерь поисковиков чуть позже, и именно они с помощью щупов обнаружили тело Рустема Слободина 5 марта. Рядовой Сюникаев, которого я упоминал ранее (cм. ссылку ниже), также был из этой части, в подчинении у мл. лейтенанта Потапова.

При этом в Совдепии, как я уже отмечал ранее, палачи, каратели и вертухаи были весьма "уважаемыми людьми" (они были важнейшей частью всей большевицко-советской тоталитарной системы), считались "элитными войсками", а потому снабжались питанием и обмундированием значительно лучше многих армейских частей. И вертухаи из Ивдельлага ходили на перевале в хороших валенках и белых (светлых) полушубках (см. Фото 1-2 ниже).

Фото 1. Вертухаи из Ивдельлага (воинской части 6602) во время "поисковых работ" - на заднем плане, в светлых полушубках.
Фото 1. Вертухаи из Ивдельлага (воинской части 6602) во время "поисковых работ" - на заднем плане, в светлых полушубках.
Фото 2. Вертухаи из Ивдельлага во время поисковых работ. В светлых полушубках.
Фото 2. Вертухаи из Ивдельлага во время поисковых работ. В светлых полушубках.

Части, подчиненные Министерству обороны, имели пятизначную нумерацию (довольно запутанную). И в Серове располагалась воинская часть 01662, входившая в структуру советской армии. Под этим номером именовалась часть, входившая в 5-ю отдельную Познанскую Краснознамённую бригаду железнодорожных войск из города Серова под командованием полковника В.А. Казимирчука.

Что из себя представляли железнодорожные войска Совдепии? Это был как бы отдельный род войск, который входил в состав Тыла Вооруженных сил Совдепии. И, как нетрудно понять, они, главным образом, занимались строительством (а в годы войны - и восстановлением) железных дорог, мостов, вокзалов и даже отдельных железнодорожных поселков. То есть по своим функциям это было нечто среднее (или некая смесь) между саперно-понтонными частями (те входили в Инженерные войска и считались частью "боевой армии", а не тыла), строительными батальонами ("стройбатом") и мотострелковыми частями. Им, конечно, выдавалось оружие, они проходили строевую подготовку, у них были свои саперы и техники-взрыватели (например, чтобы пробить туннель), свои инженеры и свои строители.

Работа у них была адская, но снабжались эти железнодорожные части (продовольствием/обмундированием/обувью/оружием), конечно, значительно хуже, чем карательные и конвойные части, и даже много хуже обычных армейских частей. Вот что вспоминал о работе саперов 8-й саперной армии некий Старинов:

«Вблизи Ростова саперы вместе с тысячами горожан рыли противотанковые рвы. Продуваемые буйным степным ветром, обжигаемые морозом люди долбили и кайлили промерзшую, твердую, как бетон, землю…Занимались этой неблагодарной работой и выделенные в распоряжение оперативно–инженерной группы саперные батальоны. Командовали этими батальонами командиры в годах, призванные из запаса, рядовой и сержантский состав в большинстве был из новобранцев. Обутые в грубые ботинки с обмотками, одетые в засаленные ватники, саперы выглядели неважно, даже отдаленно не походили на тех, которыми довелось командовать в мирное время. Но среди них имелось много коммунистов и комсомольцев, большинство рядовых было со средним образованием, и этим они тоже отличались, но уже в лучшую сторону, от прежних бойцов».

Это саперы инженерных войск. А солдаты железнодорожных войск были обуты/одеты еще хуже (см. Фото 2-5 ниже).

Фото 2. Солдаты железнодорожных войск восстанавливают железную дорогу в годы войны.
Фото 2. Солдаты железнодорожных войск восстанавливают железную дорогу в годы войны.
Фото 3. Солдаты железнодорожных войск восстанавливают мост и железную дорогу.
Фото 3. Солдаты железнодорожных войск восстанавливают мост и железную дорогу.
Фото 4. Солдаты железнодорожных войск за работой.
Фото 4. Солдаты железнодорожных войск за работой.
Фото 5. Солдаты железнодорожных войск.
Фото 5. Солдаты железнодорожных войск.

После войны железнодорожные войска не только восстанавливали железные дороги, но и строили новые. БАМ в основном строили заключенные ГУЛАГа и солдаты железнодорожных войск - комсомольцев туда Партия и Правительство стали зазывать уже ближе к концу строительства, и не столько для самого строительства, сколько для того, чтобы как-то и кем-то заселить поселки вдоль БАМа. И многие комсомольцы, которые поддались этой советской пропаганде и с "комсомольским энтузиазмом" поехали "строить БАМ", потом там и "застряли" навсегда. "Энтузиазм" и комсомольская "романтика" быстро закончились - и началась серая, страшная, голодная и беспросветная "советская жизнь" - в бараках среди глухой тайги в поселках, раскиданных вдоль БАМа.

Фото 6. Советский пропагандистско-агитационный плакат по сбору металлолома для строительства БАМа. Только в Совдепии металл для строительства железной дороги могли собирать по всей стране, под бой пионерских барабанов.
Фото 6. Советский пропагандистско-агитационный плакат по сбору металлолома для строительства БАМа. Только в Совдепии металл для строительства железной дороги могли собирать по всей стране, под бой пионерских барабанов.
Фото 7.  Советский пропагандистско-агитационный плакат по строительству БАМа.
Фото 7. Советский пропагандистско-агитационный плакат по строительству БАМа.
Фото 8. Советский пропагандистско-агитационный плакат по строительству БАМа. "Комсомолка со шпалой" зазывает комсомольцев на строительство БАМа.
Фото 8. Советский пропагандистско-агитационный плакат по строительству БАМа. "Комсомолка со шпалой" зазывает комсомольцев на строительство БАМа.
Фото 9. Советский пропагандистско-агитационный плакат по строительству БАМа.
Фото 9. Советский пропагандистско-агитационный плакат по строительству БАМа.

Так вот, в 1959 году от Ивделя в сторону Оби (на восток) началось строительство железнодорожной ветки Ивдель-Обь (см. Фото 10 ниже). И строительством этой ветки как раз и занимались доблестные бойцы и командиры из 5-й отдельной Познанской Краснознамённой бригады железнодорожных войск. В том числе военнослужащие из воинской части 01662.

Фото 10. Железнодорожная ветка Ивдель-Обь.
Фото 10. Железнодорожная ветка Ивдель-Обь.

Как же добирались эти военнослужащие до места строительства железной дороги? Ведь от Серова до Ивделя - только по прямой более 120 км. (см. карту на Фото 11 ниже).

Фото 11. Расстояние от Серова до Ивделя составляет 122 км.
Фото 11. Расстояние от Серова до Ивделя составляет 122 км.

Когда строительство уже началось и развернулось - естественно, всех военнослужащих железнодорожных войск, занятых в строительстве этой ветки, просто перебрасывали к месту строительства. И там же, в тайге, они и жили - сначала в палатках, а потом появились и какие-то избушки.

Вот что писала в своих мемуарах некая А.М. Крюкова, которая в то время была заместителем начальника железнодорожных войск, участником этой стройки:

«…Март, 1959 год. Станция Першино. Таежную тишину нарушил звон пил и стук топоров строителей железной дороги. На берегу реки Лозьва раздаются первые удары копровых дизель-молотов, забивавших сваи для будущего моста. Здесь же находится огромное количество техники: снуют машины, подвозя деревянные и металлические конструкции, рокочут бульдозеры, тягачи, рыча и переваливаясь на выбоинах, волочат бревенчатые сани, нагруженные досками. Мостовики торопятся: надо успеть до ледохода перебросить людей и технику на левый берег Лозьвы. Так начиналась стройка, так отсюда уходили на штурм непроходимой тайги первые отряды строителей».

Или вот что вспоминал об этом строительстве некий Владимир Алиевич Салимов, который с 1960 по 1962 года проходил службу в железнодорожных войсках и был непосредственным участником строительства железнодорожной ветки Ивдель-Обь:

"Быть первопроходцами хотели практически все солдаты. Но первыми в схватку с природой вступали так называемые головные отряды человек по 10-12. Их основная задача - прорубать просеки, обеспечить фронт работ для строителей сланевой дороги...Командование применяло фронтовой принцип комплектования головных отрядов, куда зачислялись самые опытные и выносливые. Условия быта были для всех одинаковые: жили прямо в тайге, летом - в палатках, зимой - в бревенчатых домиках, где из предметов обихода были только сколоченные в два яруса нары да печь посередине дома. Но в 50-градусные морозы тепло долго не держалось. Еще один домик был вместо столовой, именно к этому строению, откуда доносился запах съестного, нередко подходили медвежата. И никто не роптал на лютые морозы, снежные заносы, ливневые дожди или неимоверную жару. Солдату жаловаться не пристало!"

Но важно отметить, что в начале 1959 года - во время интересующих нас событий - строительство этой дороги только начиналось. И поэтому начальство и обычные военнослужащие из Серова, из этой части железнодорожных войск под номером 01662, появлялись в Ивделе регулярно. Начальство, естественно, летало из Серова в Ивдель (и обратно) на вертолетах и самолетах. А обычных военнослужащих доставляли на поездах.

И поэтому появление в Ивделе начальства или солдат из Серова, из этой части 01662, ни у кого особых вопросов не вызывало. И вертолеты курсировали между Серовым и Ивделем постоянно.

Продолжение: