За сентябрь этого года стоимость зимних покрышек и их установки выросла на пять процентов. Корреспондент «Вечерней Москвы» узнал у экспертов, как и почему меняются цены на резину.
По данным исследований одного из автомобильных интернет-порталов, подержанные шины в продаже стали дороже на 32 процента. При этом новые покрышки за сентябрь подорожали на пять процентов.
По словам адвоката, специализирующегося на защите интересов автовладельцев, Сергея Радько, одной из причин повышения цен стало преддверие зимнего сезона.
— Поскольку зимняя резина напрямую влияет на безопасность движения, вполне закономерно, что именно накануне холодов спрос тянет за собой цены вверх, — объяснил Радько. — К летней резине это тоже относится, но не в такой мере: многим представляется, что важнее в гололед передвигаться на зимней резине, а летом какое-то время можно подождать с заменой. Зима у нас наступает неожиданно, но лето тоже не всегда приходит «по графику», поэтому осенний спрос выше, чем накануне тепла.
Также, по мнению автоэксперта, наличие шипов напрямую не влияет на рост цен.
— Некоторые виды обычной зимней резины могут стоить дороже ее шипованных аналогов, — рассказал Радько. — Срок хранения резины тоже вряд ли имеет значение: большинство автомобилистов не имеют понятия о сроке хранения или годности резины, а просто выбирают более бюджетные варианты.
Кроме того, как отметил эксперт, многие изготовители шин, которые раньше базировались в РФ, ушли с рынка, уступив нашим фирмам. По мнению Радько, локализация производства — процесс очень сложный.
— Поскольку ранее заводы, производящие резину, принадлежали иностранным брендам, предприятие находилось в большой зависимости от иностранных «партнеров»: требовались станки и оборудование, запчасти и комплектующие, сырье и материалы, — отмечает Радько. — Одним переходом этих предприятий под российскую юрисдикцию нельзя решить вопрос продолжения производства, поскольку быстро наладить в РФ процесс создания всего необходимого крайне сложно, а поставка этого из-за рубежа сегодня ограничена санкциями и осложнена растущим курсом валют.
Однако, по мнению эксперта, рост конкуренции из-за повышения цен не приведет к монополизации рынка.
— В условиях дефицита перед соблазном на нем заработать не устоит никто, — объяснил адвокат. — При наличии признаков картельного сговора точно потребуется вмешательство антимонопольной службы.
По мнению Радько, сейчас сложились наиболее благоприятные условия для продвижения китайских товаров, а параллельный импорт сможет обеспечить необходимое количество и доступные цены на ушедшие бренды. Но полностью проблему он не решит.
— Санкционная война продолжается, и в ответ на ввоз по параллельному импорту вводятся новые ограничения, ужесточается контроль на границах и усложняются способы оплаты, партнеры в других странах находятся под постоянным риском вторичных санкций. Поэтому и цены на некоторые модели зимних шин увеличились на 60 процентов, — добавил Радько. — Все это приводит к необходимости принимать меры по развитию и локализации своего производства.
Эксперт добавил, что иногда под видом параллельного импорта рынок заполняется товарами сомнительного происхождения — различного рода суррогатами и прочими подделками, отличить которые от оригинала не всегда может даже специалист. И это касается очень многих сегментов рынка: электроника, запчасти, автохимия.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Канаев, автоэксперт, член экспертного совета России по борьбе с контрафактом:
— С одной стороны, качество привезенных по параллельному импорту шин оставляет желать лучшего и не всегда соответствует существующим стандартам поставщиков.
Каждый зарабатывает как может: ценники, формируемые индивидуально, зависят не столько от метода импорта, сколько от требований к качеству компонентов. Картельного сговора здесь нет, поэтому вряд ли что-то поменяется, даже если соответствующие органы получат жалобу.
С другой стороны, такой способ поставок вполне может обеспечить необходимое количество товара. Конечно, впечатляют результаты работы китайского автопрома, они производят очень много резины. Они не лидеры на внешнем рынке, потому что отгружают товары в основном своему потребителю.
Эксклюзивы "Вечерней Москвы"
Тыква превратилась в лодку: как фермер покорил Москву-реку на необычном судне
«Уже в воронке»: почему Израиль теряет поддержку в конфликте на Ближнем Востоке