В последнее время что-то сильно меняется в отношении властей к системе образования. Почему я так думаю? Сейчас перечислю их конкретные действия за небольшой временной период.
11 октября 2023 года появилось, но не "вышло в свет" Постановление Правительства РФ, которое я для краткости называю "Об отмене привычной школы в 2025 году". Появилось оно очень по-тихому, без шумихи, и о нем просто никто не знает. Прочесть об этом со всеми ссылками можно у меня. Это может пригодиться для выводов. А вот информация для тех, кто считает, что ничего нового не произойдет или, что это "всего лишь".
18 октября 2023 года появилось высказывание Мурзаева о том, что скоро изменят модель перехода в десятый класс и поступления в колледжи. Отметим, что по его словам "сейчас для поступления в колледж не требуют результаты ЕГЭ или ОГЭ, важно наличие аттестата". Скажу по-русски то, что он пытается завуалировать: для поступления в колледж ОГЭ или ЕГЭ вообще не нужны. Да и аттестат нужен, если верить Мурзаеву, не особо:
"Часто этот аттестат выдается девятикласснику лишь для того, чтобы он спокойно поступил в техникум или колледж, и «не портил картинку» в 10-м классе".
В этой статье я постарался спрогнозировать изменения:
Однако, после знакомства с ПП от 11 октября в прогноз можно вставить еще и то, что ОГе-е-е теперь будет не нужным, определять в тот или иной "колледж" будут на основании цифрового портфолио.
27 октября 2023 года в Госдуму был внесен законопроект "о запрете телефонов" "о повышении статуса педагога". Он вызвал горячее общественное обсуждение, которое, насколько мне известно, ничего кроме угасающих эмоций не оставило. И это неправильно.
Вот здесь можно найти ссылку на него и мои объяснения по поводу его "названия":
На ресурсах ведущих государственных СМИ пошли разговоры о том, что домашние задания теперь будут проверять специальные программы, без участия учителей. При этом ссылаются на "Стратегию цифровой трансформации образования", в которой стоит конкретный срок: до 2030 года. При этом, в разделе "Результаты проекта" есть такой пункт:
И пункт о том, что к 2024 году должны быть сформированы "реестры данных для анализа, прогноза и выработки управленческих решений". О том, что это за "управленческие решения" могут быть мы поговорим ниже.
В ближайшее время "Народный фронт" (создан Президентом, как некоторая "альтернативная система" сбора данных) будет проводить очередной мониторинг проблем в системе образования. И накануне этого исследования они, всё-таки, решились обнародовать некоторую информацию, полученную в прошлом году.
По их данным, ситуация с дефицитом учителей очень сложная. По моей информации из ОНФ - она катастрофическая. Поэтому я и говорю, что "они, всё-таки, решились" обнародовать хотя бы её часть.
Кстати, интересно то, что в этой статье Известия указывают на очень большой кадровый голод в... Москве. Для многих это будет неожиданно, потому что "в Москве зарплаты жеж!". Видимо (а для меня давно очевидно), что не только в них дело. А еще, например, в той обстановке постоянного психологического гнёта, а часто даже террора, в которой вынуждены работать учителя. Давление оказывается на них со стороны оборзевших от вседозволенности и безнаказанности детей и со стороны государства, выставляющего на этом фоне массу абсурдных требований.
Причем, само "государство" понимает в каких условиях приходится работать в школе. И, не признаваясь в этом честно, выдвигает, например, такие инициативы:
Инициативы глупейшие, слова типа "буллинг" (вместо русского "травля"), западные совершенно нерабочие технологии по его предотвращению, идиотские выводы, - всё это так. Но сам факт указывает на то, что "государство" прекрасно понимает, что творится в школах. И в каких условиях работают учителя.
Я вспомнил об этой инициативе только потому, что она демонстрирует интересную ситуацию. Эти "законодатели" чувствуют государственный запрос на изменения системы образования и что-то предлагают. Они не знают Школу и не понимают ее, но чувствуют, что предложения нужны. Согласитесь, масса таких "инициатив" на фоне тех законов, которые я привел выше говорит о многом.
И теперь, собрав всё воедино, надо попробовать рассмотреть контуры того нового здания системы "образования", которое уже построено и которое в скором времени "сдадут".
Учителя сразу никуда не пропадут. Но никто совершенно не пытается исправить ситуацию, а значит качество их подготовки будет закономерно снижаться и дальше. И их "поток" в Школу не вольется, - в лучшем случае тоненький ручеёк. Но этого, по замыслам строителей, вполне хватит. Лучшие и покладистые предметники будут создавать "образовательный контент", - именно они и только они будут востребованы системой. Остальные, как и сейчас, будут разбегаться кто куда.
Учителя начальных классов, очевидно, "уйдут" последними. Там несколько попроще, чем в старших классах, а их фактическое наличие значительно критичней для общества. Предметники либо будут кончаться сами по себе, либо их даже подсократят, оптимизировав учебную программу под дистант.
Если только один день в неделю ученики должны бывать на уроке истории очно, а остальные дни могут "заниматься" из дома, то можно же убрать одного учителя (или не нанимать его), верно? А оставшемуся педагогу отдать еще две школы и немного накинуть зарплаты; описанный принцип уже давно обкатали в столице. В свое "свободное" время такой учитель будет создавать "образовательный контент", контролировать обработку домашних заданий и выдачу новых тестов ученикам искусственным интеллектом, и брать под козырек по любым хотелкам руководства. Только такие "управленческие решения" тут и могут быть.
Сдавать ОГе-е-е и ЕГе-е-е можно будет по желанию. Не хочешь сдавать, тебе дадут на выбор несколько "чушков" колледжей, куда ты сможешь поступить на основании своего "электронного портфолио". Перевод в старшие классы происходит автоматически, на основании сданного Оге-е-е. И теперь не нужно понижать проходную планку аттестации. Не взял барьер, - в ход идет портфолио.
Таким образом "вышку" получат только действительно умнейшие и самые мотивированные дети и/или дети тех родителей, кто готов тратить массу своего времени и имеет серьезные деньги на репетиторов и компьютеры. Этих людей "элите", как она считает, хватит для обслуживания остатков государственной системы и их нужд.
Остальные, закончив жутко модные и инновационные чушки колледжи пойдут работать флористами, продавцами, "пюдюкюльными" мастерами, чернорабочими и другими специалистами "профессий будущего" (о том, что в стране "нехватка рабочей силы" только что заявила Набиуллина). Кое-кто даже устроится на завод, где его, дурака из "колледжа", может быть, научат работать еще оставшиеся старые спецы.
Этих рабочих хватит для остатков промышленности, которые тоже автоматизируются.
Вот так они думают. С их точки зрения всё гениально и просто.
Что в этой ситуации делать?
Во-первых, придавать её гласности. Они очень этого не любят и им это действительно очень мешает. Вот конкретное признание на эту тему от крупнейшего чиновника Артёма Ермолаева, которое мне удалось заснять на одном из селекторных совещаний. Ермолаев "топит" за информатизацию, ИИ, цифровую среду и т.д.
Во-вторых, нужно понимать, какая группа во власти действует нам во вред, а какая на пользу. И относиться к ним по-разному, даже тогда, когда вторая в чем-то ошибается. Необходима конструктивная повестка, донести которую нужно именно до этой группы.
В-третьих, нужно оспаривать те решения, пропускать которые нельзя. Вплоть до Конституционного Суда.
Кто будет придавать гласности, разбираться в этих законах и оспаривать? Мы, общество. Кто-то анализируя, кто-то занимаясь распространением, кто-то инициируя переписку и обращения в суд.
Лидеры общественного мнения (ЛОМы) будут заниматься законами, предложениями и оспариванием. Остальные люди распространением и резонансом.
В ближайшее время лично я сделаю конкретные предложения по доработке законопроекта "о запрете телефонов" "о статусе педагога" и свяжусь с некоторыми ЛОМами, чтобы они их озвучили на широкую аудиторию. Таким образом конструктивная повестка по данному конкретному пункту дойдет до адресата.
Если у моих уважаемых читателей есть сложные истории из школьной практики, какие-то личные приемы или наработки, то призываю присылать их мне. Я с удовольствием опубликую всё на радость и подмогу другим учителям. С изменением или оригинальными ФИО по желанию. Пишите в "телегу". По другим вопросам писать можно туда же.
Ликбез для учителей (делюсь собственными наработками и приёмами).
Ликбез для родителей (рассказываю, как решал проблемы с дочерью).
Экстремальная педагогика (педагогическое исследование).
Все о безопасности детей от ОБЖшника.
"Восточный фронт" (книга о том, как я работал в школах; говорят, неплохо).
Вторая книга "Восточный фронт" (пробую писать продолжение).
Всё о детской травле (больше и глубже о ней вы не прочтете нигде).
Рассказы (их не много и они все на тему участия в СВО).
Новости образования.
Анатомия ЕГЭ в лицах (о тех, кто разваливал советское образование).