Поразмышляем над возможными вариантами.
И, хотя, оценивать деятельность наших чиновников с точки зрения логики или, тем более, с точки зрения болеющего душой за Дело человека неблагодарно, мы попробуем.
У государства сейчас есть некая концепция, в которую "ложатся" все его решения. В чем она?
1. Цифровизация. Это очевидно, и без этого сейчас никуда.
2. Принцип "спасение утопающего – дело рук самого утопающего". Учишься сам. Через репетиторов, с помощью хорошо выученных родителей и/или бабушек и дедушек, на своей гениальности или высоких способностях, – но сам. Или с зарплатой учителям, – то же самое, выживаешь сам.
3. Принцип фильтрации. Я часто пишу о том, что в системе образования выстраивается подсистема сегрегации. Ну, например. После объединения близрасположенных школ и детских садов в один "комплекс" со многими корпусами получилось так, что "хорошие" дети как-то "сами по себе" собираются в одном корпусе, "плохие" – в другом. Ну и в остальных (которых всё меньше и меньше за счёт плохих) собираются середнячки.
4. Принцип тотальности контроля. Получается у них, к нашей радости, не очень. Но они стремятся. Уроков нам клепают электронных, обязывают задавать "на дом" только те "упражнения", которые имеются на электронных ресурсах, сокращают наши возможности через электронные дневники, камеры тыкают везде, где могут себе позволить и т.д.
Эти четыре принципа – ядро некоей концепции, которая, без сомнения, есть у собирательного чиновничества, или у государства. Предвосхищая вопросы вдумчивых читателей скажу о "принципе минимума денежных затрат". Считаю, что на цифровизацию, книгопечатание, "безопасность" и на хозяйственную деятельность, регламентирующуюся сегодня печальным "223-им ФЗ" уходит очень солидная сумма. Её не видит реальный социальный сектор, но она уходит. Именно поэтому такого принципа у меня нет, а низкие зарплаты учителей или, например, отсутствие школьных автобусов в отдаленных районах, входят во второй принцип.
Если это так, то "новый переход в десятый класс" будет лежать в рамках этих принципов. Подумаем, что это может быть.
1. Система, которая будет выявлять переходящих в старшие классы без участия администрации.
Сейчас часто возникают ситуации, когда родители и/или ученик хочет идти "в десятку", а школа его там видеть не желает. Я не буду раскрывать тут вопрос "почему". Просто это так.
И начинается. Скандалы и разбирательства, возвращение в "родную" школу в первый месяц после "поступления", – доходит даже до взяток.
Все это можно решить с помощью простецкого, как мне кажется, "софта".
2. При этом, переходить будут только те дети, которые, например, прошли некоторый ценз. Если результаты ОГЕ-е-е-е систему не устроят, ребенок не будет иметь возможности перехода.
И тут можно будет настроить систему так, чтобы, с одной стороны, она не приоткрывала смердящую реальность для "широких народных масс", но с другой стороны не пускала её в старшие классы. То есть, скорее всего, планка для выхода "после девятого" так и останется сильно пониженной, а планка для перехода "в десятку" будет повышенной. При этом элементарно можно настроить систему, чтобы она на автомате выдавала все колледжи, куда ребенок может отнести свои документы. По типу ВУЗовского ЕГЭ.
Это отлично вяжется с курсом внутренней политики "державы" на сворачивание "социального государства": "нам достаточно тех, кто учится/зарабатывает/что-то развивает сам; для них мы даже что-то оставим или сделаем, – остальные не нужны".
3. Очевидно, что всё это органично ложится в стремление государства выстроить систему фильтров.
4. То же самое можно сказать и о контроле.
И, знаете, что я вам скажу? А механизм-то, сам по себе, очень неплох. Был бы я "у руля", делал бы нечто подобное (с правом отмены "решения" комиссией учителей). И ненужную волокиту с администрации школы снимаешь, и немного повышаешь мотивацию на обучение до девятого класса, и перенаправляешь поток студентов из "пустых заплатилошных" ВУЗов в училища и техникумы, и облегчаешь работу учителям старших классов. Вот только много "но".
Этот механизм был бы справедливым и "человечным" у меня. Потому что я бы принял все меры к тому, чтобы детей ЗАСТАВЛЯЛИ учиться, а учителей принуждали (максимально облегчая им задачу) качественно учить до 9-го класса. В условиях же, когда на это наплевали в государственном масштабе, данный механизм несправедлив и даже бесчеловечен. Он просто отрезает скальпелем тот участок судьбы ребенка, который отвечает за высокие смыслы его жизни.
Он был бы уместен, если бы система СПО "нагора" выпускала востребованных внутренним рынком специалистов. Но у нас нет такой промышленности, которая бы "пожирала" всех сварщиков и токарей. А их качество таково, что о нем не говорят, ввиду отсутствия. И причина тут, опять же, в том, что дети, выпускающиеся после 9-го класса, имеют очень-очень низкий уровень образования, воспитания и дисциплины.
Все эти "флористы", "визажисты" и "дизайнеры" после выпуска разбегаются по стране, как тараканы по кухне, а государство и радо не замечать того, как они "устраиваются" в обществе. Какие-то шансы есть только у тех, кто учился немного получше и может себе позволить работать в какой-нибудь более или менее оплачиваемой сфере. Например, машинистом (если найдет место) или в сфере IT. Но и тут им составляют конкуренцию те, кто получил "заплатилошную вышку"...
Вы читали текст новости. Он у вас, как и у меня, скорее всего вызвал недоумение: почему нет конкретики?
Если я что-то научился понимать в том, как они поступают, десятилетиями анализируя их поступки, то сделали так неспроста. Очевидно, – "разминают" общественное мнение. Будут подводить его к замыслу постепенно, приоткрывая истину частями. И это понятно: не один я такой умный, большинство сразу же "учует" бесчеловечность новой меры. И речь тут не об учителях, которые, скорее всего, даже поддержат это преступное начинание в массе своей. К моему большому сожалению. На них уже давно привыкли плевать с "государственной колокольни", – тут ни одобрение, ни недовольство не важны.
Другое дело с родительством. Это очень большая "масса" народу. И возбуждать в ней недовольство (особенно на фоне происходящего и горизонте грядущего) не хочется.
Я буду очень рад, если мои предположения окажутся ошибочными. Если же нет, то нам в очередной раз предъявят часть закамуфлированной системы разделения людей по признакам и фильтрации. Ничего не делая для обучения масс, их будут распределять, как в концлагере, окончательно коверкая жизни.