Роман Альбера Камю "Чума" был написан в 1944 году, но в мире тогда были дела поважнее, чем книгоиздание, поэтому вышел он только через три года. Сейчас, 80 лет спустя, у человечества тоже масса дел, большинство из которых стары, как мир. Тем актуальнее для нас становятся темы, о которых идет речь в романе. Поговорим об этом в нашем сегодняшнем сюжете.
Начнем с того, что "Чума" Альбера Камю - это роман-хроника. Он состоит из свидетельств очевидца, а в романе - главного героя - доктора Бернара Риэ. Поэтому язык романа довольно сухой и относительно безэмоциональный. В составе романа 5 глав, и каждая из них транслирует отношение людей к происходящим событиям: от категорического отрицания до абсолютного смирения.
Поскольку мы все недавно столкнулись с подобием эпидемии (пандемией), то можем уверенно сказать, что такая последовательность развития событий не является художественным вымыслом. Все так и было, поскольку всегда все так и бывает. Люди по существу не меняются, т.е. не меняется их сущность. Меняются обстоятельства времени, в которых они пребывают. Итак, коротко о сюжете.
В 194* году в алжирский город Оран, находящийся во французской префектуре, неожиданно приходит чума. Все начинается с того, что то тут, то там горожанам начинают попадаться мертвые крысы - животные, которые у многих вызывают страх не только в живом, но и в мертвом виде.
У доктора Бернара Риэ, позднее взявшего на себя руководство противочумными мероприятиями в зараженном городе, как раз уезжает в отдаленный санаторий болеющая жена. Помогать ему по хозяйству приезжает мать.
Вскоре пришла первая смерть - от чумы умирает привратник в доме доктора. Местные пока не подозревают, что болезнь, которая пришла к ним, это чума. Количество заболевших растет с каждым днем. Доктор Риэ заказывает в Париже сыворотку, которая не особо помогает заболевшим, но вскоре и она заканчивается. Префектура объявляет карантин, и Оран становится закрытым городом.
С этого момента горожане начинают чувствовать себя заключенными. Им нельзя отправлять письма, заходить в море, покидать пределы города, охраняемого военными. В Оране постепенно заканчивается продовольствие, что на руку контрабандистам, вроде Коттара - единственному человеку в городе, довольному положением вещей, поскольку, пользуясь эпидемией, этот мошенник сколачивает себе целое состояние на чуме.
Те, кто и до чумы были бедными, стали совсем нищими, вынужденными попросту голодать. Зато состоятельные горожане могут позволить себе покупать на черном рынке и продукты питания, и лекарства. Они по-прежнему сидят в кафе и ресторанах, посещают клубы. Но никто - ни богатые, ни бедные - не знает, как долго продлится весь этот ужасный хаос. Люди живут одним днем. Хотя, по-правде, так даже лучше в сложившихся обстоятельствах.
Еще в самом начале эпидемии доктор Риэ знакомится с приехавшим из Франции журналистом Раймоном Рамбером и молодым человеком по имени Жан Тарру. Тарру с самого своего приезда в город ведет наблюдения за жителями Орана, а затем и за развитием эпидемии, делая подробнейшие записи. Впоследствии он становится верным другом и соратником доктора Риэ и организует добровольные санитарные бригады. Еще доктору помогает его благодарный пациент, служащий мэрии по фамилии Гран, которого доктор по причине его бедности всегда лечил бесплатно. И, конечно, невероятно достойно ведет себя мать доктора, которая во всем помогает своему сыну и заботится о его коллегах и друзьях. Вот так вот - все равны перед эпидемией, но ведут себя по-разному.
Стоит сказать еще об одном центральном персонаже - священнике, отце Панлю, поскольку он содержит в себе все аспекты христианского мировоззрения, изначально трактуя эпидемию как наказание господнее за грехи горожан. Но когда он видит, что чума одинаково убивает как невинные души, так и совсем законченных грешников, не пытающихся раскаяться, то меняет трактовку. Теперь это - испытание, которое он, к его чести, выносит достойно, помогая атеисту-доктору и его команде заботиться о болящих. Он не щадит себя и заболевает. А умирает как настоящий христианин - с распятием в руке.
Вернувшиеся из специальных карантинных больниц потерявшие своих близких люди, от горя теряют рассудок и сжигают свои жилища, надеясь, что хоть это остановит чуму. А тем временем мародеры тащат с пожарищ все, что только можно унести.
Если первые погребения умерших совершаются при соблюдении всех правил, то вскоре тела умерших приходится бросать в ров, так как кладбище уже переполнено. Но к бубонной чуме добавляется со временем чума легочная... Чума свирепствует с весны, а в октябре доктор Кастель создает сыворотку, причем в самом Оране и из того вируса, который убивает город. Ее опробывают на маленьком пациенте, но, увы, он умирает.
Однако в начале января, все чаще начинают повторяться случаи выздоровления больных. Становится понятно, что чума ослабевает, хотя и не уходит совсем. То, что эпидемия идет на убыль, жители города сначала воспринимают неоднозначно - от ликования до уныния, - ведь они по-прежнему не верят в свое спасение. Вдруг заболевает Тарру - человек, который с первых дней спасал других. Доктору Риэ не удается спасти друга. Увы, но доктор не сумеет помочь и своей болеющей жене, которая, зная, как он занят и как нужен городу, решает не тревожить его и умирает.
И вот однажды, в феврале, власти города отменили масочный режим карантин и открыли город. Было официально объявлено об окончании эпидемии и начале всеобщего ликования по этому поводу. Но теперь любая их радость находится под угрозой. Микроб чумы никогда не умирает, он дремлет десятки лет, чтобы однажды неожиданно проснуться, а заодно разбудить крыс...
"Чума" - удивительно живой роман, философский смысл которого лежит никак не в повествовании. Он именно в выводах, в решениях, которые каждый герой и каждый читатель делает и принимает индивидуально. В этом и есть экзистенциализм Камю - смысл жизни заранее не предопределен. Его создает каждый из нас сам, совершая те или иные поступки и делая свой выбор. Помните, мы об этом уже говорили подробно тут:
Роман "Чума" - не только хроника эпидемии, но и весьма понятная аналогия между чумой и фашизмом, который тогда тоже чуть не погубил полмира. Это роман-притча. Но самое главное, как я уже говорила, это роман - экзистенция, т.е. - выбор человека в период повышенной опасности. Кто-то из героев встает на путь борьбы с эпидемией, кто-то сочувствует и пытается помогать (не мешать), кто-то прячется и беспокоится лишь о себе, а кому-то все равно. Выбор каждый делает сам.
И еще немного, о символах романа, ведь в литературе даже в хрониках присутствует символизм. Главный символ - чума. Ведь распространяется она вопреки логике и справедливости, забирая жизни и благородных честных людей, и невинных младенцев, и негодяев. В то же время, контрабандист Коттар не заболевает. Почему? Так потому что "вопреки логике и справедливости". Для Камю чума - символ глобального зла, которое неистребимо и которое всегда здесь, рядом. Оно готово напасть в любой момент и победить, стоит только перестать с ним бороться с первых же секунд.
А как же крысы? Разве крысы - не символ? А крыса - это просто животное, маленький, но хищный зверек. Это наши слабости, недостатки, которые мы так любим последнее время называть особенностями, и которым мы упорно потакаем. И все бы ничего, но когда их много и они есть у всех - это уже целые полчища крыс. А уж какую они заразу принесут в мир - никто не знает...
У меня на сегодня всё.
Читайте хорошее на О! СЮЖЕТ.
И помните: Привычка к отчаянию куда хуже, чем само отчаяние.
💥Еще один роман Камю здесь:
✔Подписка на канал сделает наши встречи регулярными, а лайк и отзыв - приятными для обеих сторон.