Джорджо Фалетти.
Иногда, чтобы понять причину, не нужно устанавливать истину, достаточно узнать обстоятельства.
Сегодня на канале - "Посторонний" Альбера Камю. Может показаться, что сюжет романа изобилует деталями, но это не так. Все детали и описываемые обстоятельства очень важны для понимания сути. Итак, мы начинаем.
Мерсо, рядовой французский клерк , проживабщий в Алжире, приезжает домой на похороны своей матери, которую три года назад, будучи не в состоянии содержать, поместил в богадельню.
После краткой беседы с директором богадельни Мерсо собирается провести ночь у гроба матери. Однако, позднее он отказывается даже взглянуть на мать в последний раз, равнодушно хоронит её и возвращается в Алжир.
Мерсо случайно встречает бывшую машинистку из конторы, Мари. В тот же вечер она становится его любовницей. Мерсо размышляет о последних событиях и понимает, что в его жизни, в сущности, ничего не изменилось.
Шеф предлагает Мерсо новое назначение в Париж, но тот отказывается: жизнь все равно не переменишь. Мари спрашивает у Мерсо, не собирается ли он жениться на ней. Как и карьера, Мерсо это не интересует.
Однажды он становится участником драки, в которой один из арабов ранит его приятеля Раймона ножом. Тогда они отступают и спасаются бегством.
Через некоторое время Мерсо и его друзья снова видят тех же арабов. К этому времени они сами прилично выпили. Друг отдаёт Мерсо револьвер, но повода для ссоры нет, и он не понимает, зачем... В этот момент друзья оставляют Мерсо одного. На него давит зной, его охватывает пьяное безумие. За скалой он снова замечает араба, ранившего Раймона. Не в силах выносить нестерпимую жару и хмельную одурь Мерсо делает шаг, достаёт револьвер и стреляет в этого араба, «как будто постучавшись в дверь несчастья четырьмя короткими ударами».
С этого момента начинается самая интересная часть романа. Мерсо арестовали. Он многократно допрошен. Сам он считает своё дело очень простым, но следователь и адвокат так не думают. Следователь, показавшийся Мерсо неглупым и приятным, не может понять мотивы его преступления. Он беседует с ним о Боге, но Мерсо признается в своём неверии. Собственное же преступление вызывает у него лишь досаду.
Следствие продолжается почти год. Тюремная камера стала для Мерсо родным домом, он понимает, что его жизнь остановилась. Вначале он в душе ещё понимает, что все ещё находится на воле, но после свидания с Мари всё меняется. Он вспоминает прошлое и понимает, что человек, прожив хоть один день на воле, сможет провести в тюрьме хоть сто лет - у него хватит воспоминаний. Постепенно герой теряет понятие о времени.
Дело Мерсо рассматривает суд присяжных. В душном зале полно народу, но подсудимый не в состоянии различить ни одного лица. Ему кажется, будто он лишний, словно незваный гость. После долгого допроса свидетелей прокурор произносит гневное заключение.
Обвиняемый Мерсо, ни разу не заплакал на похоронах матери, не пожелал даже взглянуть на покойную. На следующий день вступает в интимную связь с женщиной. Он совершает убийство по ничтожному поводу, сводя со своей жертвой счёты. Какие? Он и сам не знает. По словам прокурора, у Мерсо нет ни души, ни чувств, ни принципов, ни морали. Обвинитель требует для него смертной казни.
В своей защитительной речи адвокат Мерсо, напротив, называет его честным человеком и добрым сыном, содержавшим свою мать, пока это было возможно, и погубившим себя в минутном ослеплении. Его подопечного и без приговора суда ожидает тягчайшая кара - пожизненное раскаяние и муки совести.
Наконец, оглашается приговор: "от имени французского народа" Мерсо отрубят голову публично, на площади. Мерсо начинает размышлять, как ему пережить сам ход событий. Первое время он не может принять неизбежность происходящего. Вскоре, однако, он смиряется с мыслью о смерти, решив, что жизнь не стоит того, чтобы за неё цепляться, и раз уж придётся умереть, то не имеет значения, когда, где и как это произойдёт.
Перед казнью Мерсо навещает священник. Он тщетно пытается обратить его к Богу. Смертник сообщает ему, что вечная жизнь не имеет никакого смысла и он не желает тратить на Бога оставшееся ему время. Он обрушивает на священника весь накопившийся гнев и отсылает его.
Уже на пороге смерти до Мерсо доходит осознание, что у каждого человека своя судьба, но его избрала одна-единственная возможная для него. Он равнодушен к миру, как и мир равнодушен к нему. По этому вопросу у них обоих полная взаимность. Ну, хоть в чём-то сошлись...
Почему я взяла этот сюжет? Во-первых, это Камю. Он интересный и очень сюжетный автор, что среди философов случается редко. Во-вторых, судьба человека - это всегда интересная тема, даже если это не доблестный герой и не человек огромной души и безмерного обаяния. И пусть жизнь его коротка и нелепа. В-третьих, по этому роману снят в 1967 году одноимённый фильм с Марчелло Мастроянни в главной роли. Очень хороший фильм Лукино Висконти, рекомендую тем, кто не хочет читать роман.
Выводы:
Собственно, какие тут могут быть выводы? Но попробовать стоит.
- Судьба есть судьба, её надо не только принять, но и постараться устроить получше. Чуть больше рвения нашему герою не помешало бы.
- Старых родителей надо иногда навещать, особенно, проживающих в богадельне. А приличествующие случаю обычаи надо чтить. Траур - есть траур.
- Алкоголь, жара и оружие не совместимы. Перенесите дуэль на трезвую голову и прохладную погоду.
- Любые выводы по следам событий, сделанные по прошествии многих лет, могут иметь законное временное искажение. Не приведи господи, если случится нечто подобное, думать и принимать решение придётся самому. На то она и жизнь...!
Согласны?
Как вам история?
P.S. Если среди читателей найдутся люди с академическим складом ума, прошу заранее простить мне вольный стиль изложения романа и сделанные выводы. Надеюсь, вы не станете добиваться того, чтобы у меня отобрали диплом.