Найти в Дзене
О! СЮЖЕТ

На то она и жизнь, чтобы не знать как, где и когда.

Джорджо Фалетти.

Иногда, чтобы понять причину, не нужно устанавливать истину, достаточно узнать обстоятельства.

Сегодня на канале - "Посторонний" Альбера Камю. Может показаться, что сюжет романа изобилует деталями, но это не так. Все детали и описываемые обстоятельства очень важны для понимания сути. Итак, мы начинаем.

Мерсо, рядовой французский клерк , проживабщий в Алжире, приезжает домой на похороны своей матери, которую три года назад, будучи не в состоянии содержать, поместил в богадельню.

После краткой беседы с директором богадельни Мерсо собирается провести ночь у гроба матери. Однако, позднее он отказывается даже взглянуть на мать в последний раз, равнодушно хоронит её и возвращается в Алжир.

Мерсо случайно встречает бывшую машинистку из конторы, Мари. В тот же вечер она становится его любовницей. Мерсо размышляет о последних событиях и понимает, что в его жизни, в сущности, ничего не изменилось.

Кадры из к/ф "Посторонний" Л.Висконти ,1967г.
Кадры из к/ф "Посторонний" Л.Висконти ,1967г.

Шеф предлагает Мерсо новое назначение в Париж, но тот отказывается: жизнь все равно не переменишь. Мари спрашивает у Мерсо, не собирается ли он жениться на ней. Как и карьера, Мерсо это не интересует.

Однажды он становится участником драки, в которой один из арабов ранит его приятеля Раймона ножом. Тогда они отступают и спасаются бегством.

Через некоторое время Мерсо и его друзья снова видят тех же арабов. К этому времени они сами прилично выпили. Друг отдаёт Мерсо револьвер, но повода для ссоры нет, и он не понимает, зачем... В этот момент друзья оставляют Мерсо одного. На него давит зной, его охватывает пьяное безумие. За скалой он снова замечает араба, ранившего Раймона. Не в силах выносить нестерпимую жару и хмельную одурь Мерсо делает шаг, достаёт револьвер и стреляет в этого араба, «как будто постучавшись в дверь несчастья четырьмя короткими ударами».

С этого момента начинается самая интересная часть романа. Мерсо арестовали. Он многократно допрошен. Сам он считает своё дело очень простым, но следователь и адвокат так не думают. Следователь, показавшийся Мерсо неглупым и приятным, не может понять мотивы его преступления. Он беседует с ним о Боге, но Мерсо признается в своём неверии. Собственное же преступление вызывает у него лишь досаду.

Следствие продолжается почти год. Тюремная камера стала для Мерсо родным домом, он понимает, что его жизнь остановилась. Вначале он  в душе ещё понимает, что все ещё находится на воле, но после свидания с Мари всё меняется. Он вспоминает прошлое и понимает, что человек, прожив хоть один день на воле, сможет провести в тюрьме хоть сто лет - у него хватит воспоминаний. Постепенно герой теряет понятие о времени.

Дело Мерсо рассматривает суд присяжных. В душном зале полно народу, но подсудимый не в состоянии различить ни одного лица. Ему кажется, будто он лишний, словно незваный гость. После долгого допроса свидетелей прокурор произносит гневное заключение.

-2

Обвиняемый Мерсо, ни разу не заплакал на похоронах матери, не пожелал даже взглянуть на покойную. На следующий день вступает в интимную связь с женщиной. Он совершает убийство по ничтожному поводу, сводя со своей жертвой счёты. Какие? Он и сам не знает. По словам прокурора, у Мерсо нет ни души, ни чувств, ни принципов, ни морали. Обвинитель требует для него смертной казни.

В своей защитительной речи адвокат Мерсо, напротив, называет его честным человеком и добрым сыном, содержавшим свою мать, пока это было возможно, и погубившим себя в минутном ослеплении. Его подопечного и без приговора суда ожидает тягчайшая кара - пожизненное раскаяние и муки совести.

Наконец, оглашается приговор: "от имени французского народа" Мерсо отрубят голову публично, на площади. Мерсо начинает размышлять, как ему пережить сам ход событий. Первое время он не может принять неизбежность происходящего. Вскоре, однако, он смиряется с мыслью о смерти, решив, что жизнь не стоит того, чтобы за неё цепляться, и раз уж придётся умереть, то не имеет значения, когда, где и как это произойдёт.

Перед казнью Мерсо навещает священник. Он тщетно пытается обратить его к Богу. Смертник сообщает ему, что вечная жизнь не имеет никакого смысла и он не желает тратить на Бога оставшееся ему время. Он обрушивает на священника весь накопившийся гнев и отсылает его.

Уже на пороге смерти до Мерсо доходит осознание, что у каждого человека своя судьба, но его избрала одна-единственная возможная для него. Он равнодушен к миру, как и мир равнодушен к нему. По этому вопросу у них обоих полная взаимность. Ну, хоть в чём-то сошлись...

Почему я взяла этот сюжет? Во-первых, это Камю. Он интересный и очень сюжетный автор, что среди философов случается редко. Во-вторых, судьба человека - это всегда интересная тема, даже если это не доблестный герой и не человек огромной души и безмерного обаяния. И пусть жизнь его коротка и нелепа. В-третьих, по этому роману снят в 1967 году одноимённый фильм с Марчелло Мастроянни в главной роли. Очень хороший фильм Лукино Висконти, рекомендую тем, кто не хочет читать роман.

-3

Выводы:

Собственно, какие тут могут быть выводы? Но попробовать стоит.

  • Судьба есть судьба, её надо не только принять, но и постараться устроить получше. Чуть больше рвения нашему герою не помешало бы.
  • Старых родителей надо иногда навещать, особенно, проживающих в богадельне. А приличествующие случаю обычаи надо чтить. Траур - есть траур.
  • Алкоголь, жара и оружие не совместимы. Перенесите дуэль на трезвую голову и прохладную погоду.
  • Любые выводы по следам событий, сделанные по прошествии многих лет, могут иметь законное временное искажение. Не приведи господи, если случится нечто подобное, думать и принимать решение придётся самому. На то она и жизнь...!

Согласны?

Как вам история?

P.S. Если среди читателей найдутся люди с академическим складом ума, прошу заранее простить мне вольный стиль изложения романа и сделанные выводы. Надеюсь, вы не станете добиваться того, чтобы у меня отобрали диплом.