Найти в Дзене
На берегах Терека

САМОНАЗНАЧЕНИЕ ЛЕЗГИНА МАГОМЫ КУДУКЛИНСКОГО ИМАМОМ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ Б.ТАЙМИЕВА И НАЧАЛО СКЛАДЫВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА НА СХОДЕ В СЕЛЕ МАИРТУП

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Именно поддержание газавата в общенациональной форме и добивались предводители набеговых партий, взяв на вооружение мюридизм, как средство не простого обогащения, а придав своим действиям духовно-митотический смысл. Ко всему прочему это позволяло им добиться легитимного определения своего повышенного статуса в ранее во многом однородном чеченском обществе. Призывы проявлять благоразумие и не вступать в конфликт с северной державой услышаны не были и только сила российского оружия в скором времени принудила чеченцев, крайне недовольных военно-экономической блокадой, вызванной действиями именно этой части горского общества, на время отказаться от экспансии на соседние территории. Вверх одержали сторонники войны, как лучше организованная и сплоченная часть чеченского общества, практический опыт которого будет вскоре применен и в Нагорном Дагестане.

Именно баячи Бейбулат Таймиев впервые на Северо-Восточном Кавказе применил метод убеждения, открыто поддержанный его вооруженными сторонниками, которых связывала между собой не только общность ближайших целей, но и крепкая спайка, приобретенная во время боевых действий с подразделениями правительственных войск. Как часто случается в подобных ситуациях, меньшая часть общества, но лучше организованная навязывала свою волю большинству. Для этого все средства хороши и не только мистификация с религиозной подоплекой, если она подкреплена еще и насущными проблемами, перед которыми сталкивается подавляющая часть сообщества. Призывы к миру услышаны не были, хотя и в дальнейшем мичиковский мулла не отошел в сторону, продолжая гнуть свою линия, чем вызывал недовольство сторонников мюридизма. До открытой расправы дело не дошло, как несколько позже, когда наибы, не особо оглядываясь по сторонам предавали казням старейшин аварских селений не пожелавших признавать их безусловную власть.

КАЗНЬ ШЕСТИ СТАРЕЙШИН АВАРСКОГО АУЛА ГИДАТЛЬ НАИБОМ КИБИТ-МАГОМОЙ В НАЧАЛЕ ФЕВРАЛЯ 1843 Г. И ПРИГОТОВЛЕНИЯ МЮРИДОВ К НАЧАЛУ ВОЕННОЙ КАМПАНИИ
На берегах Терека10 октября 2022

Следует отметить, что хорошо вооруженные сторонники баячи Бейбулата Таймиева были тесно связаны с существенной частью тайповой верхушки, которая увидела возможность закрепить свои притязания при помощи мюридизма, не особо обращая внимание на старинные адаты. Этот процесс в первую очередь характерен для переходного периода к раннему феодализму, но и нельзя было полностью отвергать консервативно настроенных чеченцев, предпочитавших жизнь сельских тружеников. Во многом на них и рассчитаны посещения священных рощ, нисхождение ангела с небес в виде пламени, но уже мечете и др., т.к. от них также многое зависело. Они, как и во времена шейха Мансура приобщались к публичной власти для решения важнейших вопросов, что создавало иллюзию народоправства. Однако, как только наиболее активная часть общества наделялась соответствующими полномочиями, то действуя с разрешения общего схода приступала к сугубо собственным прагматическим задачам. Для них было совершенно очевидным, что каждый раз подобное массовое скопление народа не собрать, поэтому проявляя внешнюю приверженность интересам простых общинников, подспудно укрепляли свой социальный статус.

Айнди Шамилов. Водопад на окраине с.Харачой
Айнди Шамилов. Водопад на окраине с.Харачой

Вскоре селение Маиртуп стало своеобразным центром чеченского народа, куда непрерывно пребывали гонцы из самых отдаленных мест и принимались необходимые решения ведущие к общенациональной консолидации. Все отчетливее проявлялось единение и признанным лидером, как и предполагалось стал баячи Бейбулат Таймиев, распространяя все больше мюридизм. Уже мало кто обращал внимание на то, что обещанные чудеса так и не произошли, а если кто еще и вопрошал, то мулла Магомет ставшей также важной персоной отвечал, что время для них еще не наступило и их необходимо заслужить. Зато подоспела пора к принятию шариата, чего так упорно добивались быстро феодализирующиеся верхи чеченского общества и часть духовенства, воспринявших новые веяния. Мощная идеологическая машина была запущена и приверженцы старины, чтобы не оказаться вне общенациональных процессов по немного были вынуждены подчиняться начавшимся переменам.

К военному и одновременно светскому руководителю необходим был также духовный лидер, отвечающий соответствующим требованиям, которым временный имам блаженный Авко Унгаев из селения Герменчук явно не обладал. Не доставало их и мулле Магомету, рассчитывавшего получить столь высокое положение и немало сделавшего в пропагандировании мюридизма, однако уже успевшего поднадоесть части чеченского общества. Своевременно из Дагестана вмешался шейх Магомет Ярагский и предложил своего преданного сподвижника лезгина Магому Кудуклинского (погиб вместе с первым имамом Кази-муллой при штурме селения Гимры в 1832 г.). Баячи Бейбулат Таймиев на правах лица, уже официально занявшего высшее местоположение в чеченском обществе, принес очередную клятву на Коране, подтвердив законность самоназначения того имамом, но никак не в ходе выборов. Таким образом сложилась верхушка, которая целью своего существования объявила ведение войны с Россией с пребыванием в селении Маиртуп. Правда в главное место действия с того момента превратилось не священное место, почитаемое с языческих времен, а местная мечеть украшенная соответствующими мусульманским символами в честь посланца небес, а также боевыми символами чеченских набеговых партий, лично одобренных Бейбулатом Таймиевым.

Бейбулат Таймиев. Современная репродукция.
Бейбулат Таймиев. Современная репродукция.

На его призыв к газавату вслед за равнинными тайпами откликнулись и горные, которые с воодушевлением восприняли саму идею войны за веру и возможность поучаствовать в общем мероприятии. Движение чеченцев получило дополнительный импульс, что отвечало интересам части местной знати и позволило Бейбулату Таймиеву уже потребовать от каждого дома по одному вооруженному бойцу. Всего их собралось до 2000 человек, чего не наблюдалось со времени шейха Мансура, поэтому можно было рассчитывать на проведение широкомасштабных акций к чему чеченского предводителя всячески побуждал шейх из селения Яраги. В первое время с ним и его представителями у верхушки чеченского общества сложились вполне взаимовыгодные отношения на равноправных условиях. Пройдет всего несколько лет, и они дадут настолько глубокую трещину, что дагестанских богословов попросят удалиться восвояси. А пока что первый этап объединения чеченцев в единую общность произошел и российскому командованию придется потратить уйму сил и средств, чтобы привести в Чечню в относительное умиротворение и на время притушить огонь религиозной войны.

Баячи Бейбулат Таймиев дожил до времени первых имамов Дагестана, у которых уже наметились собственные цели, и он не во всем отвечал их помыслам. Он долго стремился найти выход из тупика, в котором оказался в силу общественно-экономических процессов, проходивших в это время с одной стороны в Чечне и Нагорном Дагестане, а с другой стороны предупредительные меры с Кавказской линии. Отсюда его зачастую переменчивая позиция и поиск пути для своего народа, который ему не суждено было отыскать. Сын своего времени и сложного исторического периода, фигура далеко неоднозначная со своими несомненными успехами и промахами, которая осталась в народной памяти.

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.