Это были первые Анютины школьные каникулы. Все ребята в 1-А очень ждали каникул: можно будет подольше поспать, а ещё у каждого были желания, что должны непременно сбыться на осенних каникулах. Алёшка с Максимом на всех переменах и даже на уроках говорили о том, как поедут на рыбалку с Алёшкиным старшим братом, восьмиклассником Иваном. Алёшка мог бесконечно рассказывать, каких щук поймал Ванюшка на Донце в прошлое воскресенье. На большой перемене Алёна Игоревна вышла из класса, и Лиза Егошина на одной ножке прыгала вокруг учительского стола. Прислушалась к разговору мальчишек, остановилась:
- Хвастун ты, Семенцов. Таких щук не бывает.
-Не бывает? – Алёшка достал телефон, нашёл нужные фотографии: – Ещё и как бывает! Смотри, Егошина, – на тебя похожи. Особенно – вот эта. Ну, точно: Лизка Егошина.
Таких больших щук Лиза и правда никогда не видела. Но всё равно заносчиво дёрнула плечиками:
- А ты хвастун, – точно. Самые обычные щуки. Можно подумать, Семенцов, что твой брат золотую рыбку поймал.
Сама Лиза мечтала о том, что на каникулах они с мамой поедут к крёстной.
К Димке Воротынцеву на каникулах должен приехать двоюродный брат, Денис. Ещё совсем тепло, и можно будет покататься на великах.
Настя Овсянникова с мамой собирались в город, – покупать Насте зимнюю куртку и сапожки. Заодно – погулять в парке. Даше Туранцевой, Анютиной подружке, мама обещала, что они обязательно съездят на каникулах к бабушке Тоне и деду Василию.
Анюта размышляла: что бы загадать такое, – чтоб сбылось на каникулах?.. Они с мамой живут вдвоём, и ехать в гости им не к кому. Бабушки с дедушкой у них нет. Дедушка Андрей ещё в четырнадцатом году ушёл в шахтёрское ополчение и в конце лета погиб на блокпосту под Счастьем (Счастье – так называется город недалеко от Луганска, – примечание автора). Анютка тогда ещё не родилась, поэтому никогда не видела деда Андрея. Мама показывает ей фотографии: даже не верится, что это дедушка. Мама на него очень похожа, и кажется, что это её старший брат, – таким молодым, весёлым и красивым был дедушка Андрей…
Когда дед погиб, у бабушки Веры стало болеть сердце, и она тоже умерла.
И ещё один дедушка был у Анютки, – папин отец. Мама и его фотографии показывает Анюте, – потому что деда Сашу Аня тоже не помнит. Дед Саша под Марьинкой погиб, когда Анюте и двух лет не было. Они оба – и дедушка Саша, и дедушка Андрей, – шахтёрами были.
Конечно, хорошо бы съездить в город, на каруселях в парке покататься. Но Анютина мама работает медсестрой в госпитале, а если бывает выходной, то мама с Анютой стирают и делают уборку, а потом варят борщ.
Что ж, каникулы – это всё равно хорошо. Аня играла с маленьким соседским Павлушкой, учила его рисовать домик, небо с облаками, речку и рыжую кошку Дусю. Павлику всего три года, и его мама, тётя Катя, говорит Анюте:
- Что бы я без тебя делала, умница моя. Ты у нас прямо воспитательница.
И всё-таки на самых первых школьных каникулах Анюткино счастье сбылось. Самое-самое большое счастье, – такое, что большего просто не бывает.
Утром Анюта заметила на ветке яблоко. Они с мамой давно собрали все яблоки, потом бережно укладывали их в ящики в погребе, а мама говорила, что папа очень любит пирог с яблоками. И они с Аней обязательно испекут яблочный пирог, когда папа приедет домой.
Анин папа – командир артиллерийского расчёта. Его артиллерийский расчёт сейчас в лесу, под Кременной. А домой папа заезжал – всего на полдня – ещё в начале лета. Первого сентября Анюте очень хотелось пойти в школу с папой. Только папа не смог приехать, и мама работала в госпитале, поэтому в школу Анюта пошла с соседкой тётей Катей и Павликом.
А одно яблоко, большое и красивое, так и осталось на ветке: видно, за листьями Аня с мамой не заметили его. Яблоня высокая, а яблоко – на верхней ветке. Анютка приподнялась на носочки, старательно тянулась за яблоком, но всё равно не доставала до этой ветки.
А счастье сбылось… Чья-то рука сорвала сочное яблоко и протянула его Ане. Аня на секунду замерла… и в эту секунду поняла, что счастье сбылось, и большего счастья просто не бывает.
Папа подхватил её на руки, закружил по двору, целовал Анютины глаза и волосы:
- Анютка! Анютонька моя! Подросла, – первоклассница!
Анюта обняла папу за шею:
- А ты не уедешь?
Папина камуфляжная куртка тревожно пахла гарью. И Анюта вдруг заплакала.
Папа вытирал ладонями Анюткины слёзы, и ладони его тоже пахли дымом, а ещё – железом… и ещё чем-то незнакомым.
- Не уеду, Анютонька. Я на целый день приехал.
Мама прибежала из госпиталя, – поменялась сменами с Ольгой Дмитриевной.
Пока пёкся папин любимый пирог с яблоками, Анюта показывала папе тетрадки и прописи, альбом с рисунками, рассказывала, какая у них в 1-м А хорошая учительница – Алёна Игоревна, про подружку Дашу рассказывала, про Максима и Алёшку. Папа долго-долго листал Анины прописи и тетради. Доходил до последней страницы и снова открывал самую первую…
Потом быстро провёл ладонью по лбу и по глазам, отошёл к окну, достал сигареты. Мама обняла его, прижалась к плечу. А папа поцеловал её, негромко сказал:
-Ничего, Танюш. Просто… Анюта так быстро выросла.
Осенью рано темнеет, а Анютке так не хотелось, чтобы заканчивался этот самый счастливый день. И она ни за что не хотела ложиться спать. Они втроём сидели на диване, и папа с мамой вспоминали, как у них родилась девочка, как долго папа выбирал для неё имя, и выбрал самое красивое: Анюта. Анна Сергеевна.
Потом Анютка так и уснула, – у папы на коленях. Он осторожно уложил её в постель, а ей снилось, что папа снова кружит её на руках…
Проснулась Аня, когда за окном было совсем темно. Даже обрадовалась: значит, ещё не утро, не другой день, а этот, – самый-самый счастливый…
Прислушалась: к воротам подъехала машина,– должно быть, большая. Анюта босиком прошлёпала к окну, заметила мелькнувшие огоньки.
А в той стороне, куда уехала большая машина, небо чуть заметно посветлело.
Мама вошла в дом, бессильно опустилась на диван. Закрыла лицо ладонями. Анюте тоже очень хотелось заплакать, – оттого, что прошёл самый счастливый день… Но она обняла маму:
-Мамочка, ты не плачь. Папа скоро ещё приедет.
Приедет?..
Навигация по каналу «Полевые цветы»