Найти в Дзене

Без чего не обходились курильщики прошлого. Часть 3

Пепельницы

Пепельница “Галчонок”, фарфор, роспись. Дмитровский фарфоровый завод (ДФЗ, Вербилки), СССР, 1927-1931 гг. Из коллекции галереи “Однажды”
Пепельница “Галчонок”, фарфор, роспись. Дмитровский фарфоровый завод (ДФЗ, Вербилки), СССР, 1927-1931 гг. Из коллекции галереи “Однажды”

Пепельница - предмет, с которым тесно связана наша повседневность. Вернее, была связана. До запрета на курение в общественных местах эта вещица встречалась в каждом кафе, ресторане, гостинице. Еще недавно, во времена, когда курить можно было везде и всегда, самый распространенный аксессуар курильщика считался одним из лучших инструментов маркетинга. Реклама бренда (например, логотип) идеально ложилась на стеклянную или керамическую поверхность. Да и сейчас почти в каждом доме остался хотя бы один такой предмет. А что уж говорить о страстных коллекционерах от фумофилии, у которых можно найти самые редкие и необычные образцы.

Упоминавшийся запрет на курение в общественных местах, а также экспансия электронных сигарет, казалось бы вытеснили пепельницу из повседневного пространства. Однако пока живо в людях пристрастие к курению табака, забвение ей не грозит.

Несмотря на то, что вредная привычка, пришла из Нового света в XVI столетии, а дальше распространилась по Старому свету в течение XVII века, знакомая нам пепельница - относительно “молодой” аксессуар. Первый образец появился только в XVIII веке и предназначался для сигар или же пепла из курительной трубки. Вслед за массовым производством сигарет была изобретена и первая для них пепельница. Некоторые источники приписывают её изобретение Джеймсу Эшу в 1881 г.. А вот патент на “устройство для приема сигарного пепла” получил Эдвард Драммонд Либби в 1884 г.. И массовое производство пепельниц запустили в 1885 г.

Часто о пепельницах того времени можно говорить, как о самостоятельных произведениях декоративно-прикладного искусства. В качестве примера можно привести аксессуары, выполненные в Российской империи фабрикой М.С. Кузнецова. Глядя на эти предметы, сразу и не поверишь, что это всего лишь пепельницы, призванные сделать процесс курения эстетически выдержанным.

Безусловно, подобные образцы представляют коллекционную и художественную ценность, и высоко ценятся на антикварном рынке на ряду с аксессуарами раннего советского периода. Таким предметом можно смело назвать пепельницу “Галчонок”, выполненную Дмитровским фарфоровым заводом (ДФЗ, Вербилки) в 1927-1931 гг.. Кстати, при желании этот замечательный предмет можно увидеть в коллекции галереи “Однажды”.

Пепельница, фаянс, роспись. Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина (ЗиК Конаково), СССР, 1919-1923 гг.. Из коллекции галереи “Однажды”
Пепельница, фаянс, роспись. Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина (ЗиК Конаково), СССР, 1919-1923 гг.. Из коллекции галереи “Однажды”

В Советском Союзе в середине ХХ века стали появляться изящные пепельницы в технике клуазоне (перегородчатая эмаль), как классических форм, так и в виде горшочка с блюдцем. Эти яркие и необычные предметы, привезенные из Китая, быстро завоевали любовь советских граждан и стали демонстрацией статуса и достатка. Помимо эмалевых пепельниц некоторым удавалась стать счастливыми обладателями изысканных наборов для курения. Они выполнялись из дерева или папье-маше, покрытых лаком, росписью и позолотой. Сейчас подобные винтажные образцы могут стать достойным украшением современного интерьера в восточном стиле (шинуазри или джапанди).

С точки зрения коллекционирования вполне достойными образцами оказываются необычные советские пепельницы позднего периода, Такие предметы интересны и по форме, и по исполнению. У них вполне приятная цена. К тому же они попадают в категорию оригинальных винтажных подарков.

Пепельница “Котелок на костре”, бронза, латунь. НИМОР, Черноморский судостроительный завод, СССР, 1970-1980 гг. Из коллекции галереи “Однажды”
Пепельница “Котелок на костре”, бронза, латунь. НИМОР, Черноморский судостроительный завод, СССР, 1970-1980 гг. Из коллекции галереи “Однажды”

У такого привычного и такого популярного аксессуара для курения вряд ли есть шансы окончательно уйти в прошлое, оставшись предметом коллекционирования. В конце концов, даже если вы не злостный курильщик, всегда имеет смысл рассмотреть пепельницу как элемент интерьера. Ведь если следить за дизайнерскими трендами, то винтажные стеклянные пепельницы в гутной технике идеально вписываются в современный минималистичный интерьер.

Пепельница, стекло, гутная техника. Чехословакия, 1970-1980 гг. Из коллекции галереи “Однажды”
Пепельница, стекло, гутная техника. Чехословакия, 1970-1980 гг. Из коллекции галереи “Однажды”

Спичечницы и спичечные коробки

Спички появились еще позже, чем пепельницы. Они заменили огниво лишь в XIX веке. Следом за их изобретением появилась и спичечница. Сейчас этот предмет практически забыт. Однако в свое время аксессуар был необычайно популярен.

Спичечницы можно разделить на настольные и карманные. Внешне настольные выглядели, как стаканчик для спичек и пенек, на который надевали чиркаш (терку для зажигания). Особенно интересными и изящными были керамические спичечницы, которые порой представляли собой целые многофигурные композиции. В Российской империи их производили фабрики Кузнецова и Гарднера ( и др.).

Как и пепельницы, спичечницы конца XIX - начала ХХ вв. могут считаться отдельными предметами интерьера, претендующими на звание произведения искусства.

Спичечница “Лодочник”, фаянс, роспись. Частный завод, Российская империя, 1900-1917 гг. Из коллекции галереи “Однажды”
Спичечница “Лодочник”, фаянс, роспись. Частный завод, Российская империя, 1900-1917 гг. Из коллекции галереи “Однажды”

Карманные спичечницы изготавливались из металла. У них было по бокам два отверстия, и они по размеру соответствовали спичечному коробку, появившемуся в конце XIX века. Довольно скоро настольные аксессуары также приспосабливаются к форме спичечного коробка.

Утилитарный карманный предмет, как и многие аксессуары для курения, ожидаемо превратился в произведение искусства. Спичечницы делались из бронзы, латуни, мельхиора и даже серебра с позолотой. Их украшали штампованные или гравированные рисунки. Зачастую поверхность покрывалась эмалями.

Однако постепенно предмет уходил из обихода и сейчас им практически никто не пользуется. А виной тому новый аксессуар, появившийся в ХХ веке.

Кстати, спичечный коробок, изобретенный Джошуа Пьюзи в конце XIX века, тоже является предметом коллекционирования. Филумения - так называется собирание спичечных коробков и этикеток.

Зажигалки

Сначала в 1823 г. появилось огниво Дёберейнера (по имени немецкого химика Иоганна Дёберейнера) - прообраз первой зажигалки. Оно было массивным, настольным и работало на водороде. Не обошлось и без существенного недостатка - при неосторожном обращении огниво взрывалось.

Огниво Дёберейнера.
Огниво Дёберейнера.

Следующим этапом в развитии аксессуара можно считать 1867 г, когда. компания Cartier получила патент на первую зажигалку с кремниевым механизмом. Она также была настольной. К тому же очень дорогой. Рассчитанная на высшие слои населения, зажигалка изготавливалась из драгметаллов.

Демократизация началась в 1903 г., благодаря австрийскому химику Карлу Фуэру фон Вельсбаху. Прорывом стал искусственный кремень для зажигалок. Собственно, к этому времени зажигалка приобрела современные черты: колёсико с кремнием, фитиль, емкость с топливом. И уже этот аксессуар был карманным.

Большая война снова стала двигателем прогресса. Во время Первой мировой началось массовое производство зажигалок. А в 1918 г. компания IMCO, прежде снабжавшая армию пуговицами, полностью меняет направление и принимается за зажигалки. Именно там придумали механизм, которые потом копировали и Штаты и Советы.

Зажигалка IMCO.
Зажигалка IMCO.

И наконец, в 1933 г. благодаря предпринимателю Джорджу Гранту Блэйсделлу появилась бензиновая ветрозащищённая зажигалка Zippo. Простота, надежность и, конечно, реклама. на каждую зажигалку распространяется пожизненная гарантия, не взирая на возраст аксессуара. Считается, что по Zippo можно проследить историю Америки, ведь дизайнеры фирмы старались запечатлеть на корпусе зажигалки все значимые события страны.

Зажигалка Zippo по модели 1946 г., латунь, сталь, волокно. Zippo, США, 1996 г.
Зажигалка Zippo по модели 1946 г., латунь, сталь, волокно. Zippo, США, 1996 г.

Еще большая демократизация приключилась в 1973 г., когда Марселем Биком была создана одноразовая пластиковая зажигалка Bic.

В СССР также был налажено производство зажигалок. За образцы были взяты аксессуары западных компаний. Например, зажигалка “Коминтерн” копировала зажигалку IMCO 1930-х гг., а зажигалка “Огонек” - Colibri Monopol