Авторы: О. В. Валиева — воспитатель МАДОУ «Детский сад №185» г. Казань, Республика Татарстан; М. А. Кутузова — психолог МАДОУ «Детский сад №185» г. Казань, Республика Татарстан
Сегодня каждый уважающий себя родитель считает необходимым как можно раньше начинать развивать своего ребенка. Уже в три года современные мамы и папы требуют от детей знания английского языка, умения считать до ста, беглого чтения, тем самым вытесняя игру на второй план. Но именно игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве и, по мнению Фридриха Фребеля, «ядром педагогики». Целью же воспитания он считал развитие природных особенностей ребенка, его самораскрытие. Сущность игры для ребенка — это влечение, инстинкт, основная деятельность, стихия, в которой он живет. Она — его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение своего внешнего мира.
Именно Ф. Фребель привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста, придумав термин «детский сад», понимание которого раскрывает ребенка как «цветок, который надо заботливо выращивать, сохраняя при том его врожденную природу. Дети — цветы жизни!». Его система раннего развития основана на так называемых «шести дарах», которые впоследствии получили имя автора. Ядром системы была игра, которую Фребель называл языком ребенка, дающим представление о том, что «лежит у него на душе, чем занята голова, чего хотят руки и ноги».
Вдохновившись системой Фребеля, мы с большим энтузиазмом стали использовать его идеи в развитии эмоционального интеллекта дошкольников. Мало кто из современных родителей и педагогов уделяет должное внимание развитию эмоционального мира малыша, его чувств, коммуникативных способностей — тому, что входит в понятие «эмоциональный интеллект». Взрослые считают, что эти процессы у ребенка должны развиваться сами, без посторонней помощи. И это является большим заблуждением.
Обедненная эмоциональная сфера начинает «тормозить» развитие интеллектуальных процессов. К тому же повышенная технологизация жизни, постоянное использование взрослыми и детьми гаджетов приводят к появлению феномена «засушливого сердца»: дети становятся неэмоциональными, менее отзывчивыми к чувствам других людей и пониманию своих эмоций, их эмоциональный интеллект не развивается.
Мы решили использовать технологию «Дары Фребеля» в данном направлении. Во-первых, все предметы в наборах изготовлены из экологически чистых природных материалов, что обеспечивает безопасность в их использовании. Во-вторых, «Дары Фребеля» так разнообразны и доступны, что с первых же минут использования эти предметы вызывают массу положительных эмоций, желание их ощупать, потрогать, потереть и т. п., а значит — снять психоэмоциональное напряжение.
Для развития эмоционального интеллекта мы начинаем использовать «Дары Фребеля» с детьми трех лет. Сначала знакомим малышей с эмоциями сказочного персонажа и человека, учим угадывать пиктограммы на изображениях. Затем просим выложить нужную пиктограмму у себя на рабочем месте, используя модули № 8 «Палочки», № 9 «Кольца и полукольца», № 10 «Фишки». Макет изображения лица готовим на каждого ребенка заранее, размножив их на цветном принтере и заламинировав каждый для практичности в использовании.
Игра «Эмоции»
Цели: формировать социальный опыт детей средствами игровой деятельности через использование наглядного моделирования; способствовать снятию психоэмоционального напряжения, развитию способности понимать и выражать свое эмоциональное состояние.
Описание
Педагог наглядно показывает детям, как с помощью «Даров Фребеля» можно выложить у себя на макете эмоцию радости, грусти, злости, страха и т. д. Затем просит повернутся лицом друг к другу и показать мимикой эту эмоцию.
Игра «Пиктограмма»
Цели: снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать и читать пиктограммы, выражать свое эмоциональное состояние; формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности через использование наглядного моделирования.
Описание
Ребенок берет одну из пиктограмм и, не показывая ее остальным игрокам, изображает (показывает мимикой) ту эмоцию, которую символизирует пиктограмма. Остальные дети должны угадать, какую эмоцию он показывает, и выложить ее у себя на макете, используя «Дары Фребеля». Если ребенок хорошо показал эмоциональное состояние, то ему вручают соответствующую пиктограмму и дают право проверить макеты других игроков. Затем очередь переходит к следующему участнику.
Игра «Угадай эмоцию»
Цель — развитие умения распознавать схематичное изображение эмоции и передавать ее с помощью средств невербального общения.
Описание
На столе картинками вниз выкладывают схематические изображения эмоций. Дети берут по очереди любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка: по схеме узнать эмоцию, настроение и выложить ее на своем макете, используя «Дары Фребеля», затем изобразить данную эмоцию с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
Взрослый просит ребенка придумать (вспомнить) ситуацию, в которой возникает эта эмоция. Остальные дети (зрители) должны угадать, какую эмоцию переживает и изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.
Игра «Найди друзей радости» («грусти» и т. п.)
Цель — развитие осознания эмоциональных состояний, умения их различать и выделять в соответствии с заданием.
Описание
Детям предлагают выложить эмоцию радости (грусти и т. д.) у себя на макете, используя «Дары Фребеля», затем из множества иллюстраций сказочных (мультяшных) героев, которые выражают различные оттенки настроения, выбирать только те, которые соответствуют заданию.
Также для развития эмоционального интеллекта можно использовать другие модули «Дары Фребеля». Так, например, для построения «Цветка радости» детям понадобятся модули № 7 «Цветные фигуры» и № 8 «Палочки». Для более творческой деятельности можно применить и модули № 9 «Кольца и полукольца», № 10 «Фишки».
Игра «Цветок радости» (моделирование)
Цель — развитие эмоциональной сферы, творческих способностей и познавательных процессов дошкольников.
Описание
Каждому ребенку дают фигуры из комплекта «Дары Фребеля» (на выбор) и просят выложить из разноцветных фигур и палочек цветок «радостными цветами».
Аналогично можно выполнять задание и с другими положительными эмоциями или качествами, например, составить «цветок интереса», «цветок знаний», «цветок дружбы» и т. п. Это упражнение можно применить и для отработки отрицательных эмоций, которые ассоциируются с темными оттенками. Необходимо объяснить детям, что такие эмоции отрицательно влияют на наше настроение и самочувствие.
Каждый построенный цветок необходимо описать, задав детям вопрос: «Какой цветок?» Например, «цветок радости» красивый, радужный, веселый, а «цветок грусти» — темный и выглядит уныло, мрачно.
Фрагмент занятия с детьми 2-й младшей группы
Цель — знакомство детей с частями тела на примере мишки Топтыжки, развитие у них эмоциональной сферы и эмпатии с использованием «Даров Фребеля».
Описание
Покажите детям игрушку «мишка Топтыжка». Скажите, что мишка Топтыжка очень хочет познакомиться с ребятами. Сообщите детям, что мишка Топтыжка решил показать, какие части тела есть у него. Скажите за медвежонка: «Я мишка Топтыжка. Весело пляшу, лапками машу. Глазками моргаю, ротик открываю». Повторите с детьми все движения за мишкой.
Далее от имени мишки задайте детям вопросы:
— Ребята, а для чего нужны глаза? (Чтобы смотреть.)
— А для чего уши? (Чтобы слушать.)
— Для чего нужен нос? (Чтобы дышать, нюхать.)
— А для чего рот? (Чтобы кушать, говорить.)
— Для чего нужны руки? (Чтобы держать, носить, делать разную работу, играть, рисовать.)
— А для чего ноги? (Чтобы ходить, бегать, прыгать, топать.)
Если у малышей возникают трудности, то помогите им ответить.
Мишка продолжает разговор с детьми: «Ребята, у нас много похожих частей тела. Но у меня есть то, чего у людей не бывает. Попробуйте догадаться, что это». Если дети сами не называют хвост, то мишка дает малышам подсказку: «У меня он маленький, а других животных он бывает большой, пушистый и нарядный. Что же это?»
Далее вступите в разговор с медвежонком: «И, правда, мишенька, лапы, хвост и когти бывают только у животных. Сейчас мы проверим, хорошо ли ребята это запомнили. Ребята, я буду называть части тела, а вы слушайте внимательно и отвечайте, у кого они есть — у мишки Топтыжки или у вас». Сначала дайте детям образец ответов.
— У кого есть ногти? (Дети отвечают: «У меня», показывают ногти, протянув вперед руки тыльной стороной кверху.)
— У кого есть когти? (Дети отвечают: «У медведя», показывают на мишку.)
— У кого есть лапы? (Дети отвечают: «У медведя», показывают на мишку.)
— У кого есть ноги? (Дети отвечают: «У меня», топают.)
— У кого есть хвост? (Дети отвечают: «У медведя», показывают на мишку.)
— У кого есть руки? (Дети отвечают: «У меня», протягивают вперед руки.)
После этого упражнения необходимо предложить детям с помощью цветных фигур «Даров Фребеля» построить мишку Топтыжку (моделирование по образцу педагога). Дети выполняют задание, использовав заранее подготовленные детали в индивидуальных контейнерах.
Упражнение «Уронили мишку на пол»
Скажите детям, что однажды с мишкой Топтыжкой случилась беда. Спросите детей, знают ли они, какая беда. Начните читать стихотворение А. Барто: «Уронили мишку на пол...» Если дети сами захотят продолжить чтение стихотворения, то дайте им такую возможность. Затем скажите: «Мы с вами не бросим мишку в беде, мы вылечим мишку Топтыжку — пришьем ему лапку».
Дайте каждому ребенку по картинке с изображением мишки Топтыжки, на которой отсутствует какая-либо часть тела. Попросите малышей назвать, какой части тела нет у медвежонка. Дети дают ответы: «У мишки нет лапы. У мишки нет уха. У мишки нет хвоста. У мишки нет рта. У мишки нет носа». Если необходимо, помогите детям образовать сложные формы слов в родительном падеже: «рта», «ушей». Затем предложите малышам выбрать нужные части тела из модуля № 7 «Цветные фигуры» («Дары Фребеля»), для того чтобы «вылечить» медвежонка. Дети накладывают эти части на свои картинки и говорят: «Я пришил(а) мишке лапу. Я пришил(а) мишке ухо. Я пришил(а) мишке хвост. Я пришил(а) мишке рот. Я пришил(а) мишке нос».
Снова мишенька веселый! Скажите детям, что мишка оптыжка был очень грустным, а теперь, когда ребята его вылечили, снова стал веселым. Попросите детей изобразить на лице печаль — таким мишка был, а затем радость — таким мишка стал, потому что у него есть надежные друзья — ребята, которые всегда готовы прийти ему на помощь.
В заключение хотелось бы привести слова Ф. Фребеля: «Цель воспитания состоит не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к определенному месту в обществе или обучать их профессии, а в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью. Это возможно лишь в том случае, если выковать неразрывные связи между мышлением, действием, познанием и поступками, знанием и умением».
Источники
- Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: метод. материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Кутузова М. А. Я — король и мое королевство. Цикл психоразвивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста. — Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2019.
- Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры: практ. пособие для психологов, педагогов и родителей: тесты для детей дошк. и мл. шк. возраста, комплекс коррекционных игр и упражнений с детьми и родителями, консультации для родителей (проблем. вопр. и практ. рекомендации). — М.: Гном и Д, 2005.
- Фребель Ф. Будем жить для своих детей: Ст., советы и рекомендации / [пер. с нем.]; сост. и авт. предисл. Л. М. Волобуева. — М.: Карапуз, 2001.
- Фопель К. Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3—6 лет. — М.: Генезис, 2005.