Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Любимая женщина механика Гаврилова" (СССР, 1981), "Случай с Полыниным" (1971) и "Расскажи мне о себе" (1972): три мелодрамы, разные мнения

Любимая женщина механика Гаврилова. СССР, 1981. Режиссер Петр Тодоровский. Сценарист Сергей Бодров. Актеры: Людмила Гурченко, Сергей Шакуров, Светлана Пономарёва, Наталья Назарова, Евгений Евстигнеев, Станислав Соколов, Всеволод Шиловский, Анатолий Васильев, Михаил Светин, Александр Голобородько, Людмила Аринина и др. 18,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Петр Тодоровский (1925–2013) поставил 17 фильмов, три из которых («Городской романс», «Любимая женщина механика Гаврилова» и «Интердевочка») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

В фильме Петра Тодоровского «Любимая женщина механика Гаврилова» заняты отличные актеры. Достаточно сказать, что героиню, играет, Людмила Гурченко.

Картина «соткана» из новелл. В ней немало неожиданных комедийных решений, черточек верно и зорко подмеченного быта. Хороши съемки старинных уголков Одессы. Есть и своеобразная вершина — немой финал объяснения героини с механиком Гавриловым (Сергей Шакуров), который вопреки присутствию в названии фильма появляется на экране лишь в самом конце — и то в крошечном эпизоде...

Картина поставлена и снята профессионально, смотрится легко. Но, на мой взгляд, такая легкость объясняется не только занимательно разработанными сценами и филигранным актерским мастерством, а и проторенностью дороги…

Разумеется, автор памятного «Городского романса» умеет создавать правдоподобную атмосферу действия, он внимателен к деталям обстановки и взаимоотношений людей. Но в целом, думается, «Любимая женщина механика Гаврилова» всего лишь еще одна, пусть и неплохая вариация пройденной темы.

Киновед Александр Федоров

Эта мелодрама тронула немало зрительских сердец, да и кинопресса отнеслась к ней очень тепло.

Кинокритик Галина Долматовская (1939-2021) пояснила причины зрительского успеха «Любимой женщины механика Гаврилова» так: «Фильм был задуман и написан специально для Людмилы Гурченко. И она щедро вознаградила сценариста и режиссера, позволивших ей разнообразно, вольно, широко показать переливы своего многоцветного дарования, соблюдая и чувство меры и актерский такт» (Долматовская, 1984: 76).

Кинокритик Василий Степанов писал об этом фильме так: «Бесхитростно и беззащитно, в 1981–м Тодоровский расскажет историю советской женщины Риты, которая любила, да слишком долго ждала у загса своего любимого механика. «Любимая женщина механика Гаврилова» — мелодраматичный танец от надежды к отчаянию, от романтического восторга к полному краху и обратно. Никто в советском кино не исполнял его лучше Петра Ефимовича. Если советской власти за последние пятьдесят лет и было чем гордиться, то все это органично сплелось и отразилось в личности Петра Ефимовича Тодоровского Возможность существования Гаврилова — который не пришел на собственную свадьбу, конечно, по совершенно героической причине — была важна для обезвреженных бесхребетной эпохой советских женщин. Сергея Шакурова, сыгравшего бесстрашного корабельного механика, выведут под руки из милицейского уазика лишь в самом финале, ему не дадут ни одной реплики, но этого выхода будет достаточно, чтобы назвать его в афишах исполнителем главной мужской роли. Полюбуйтесь, не перевелись еще мужчины!» (Степанов, 2013).

Мнения сегодняшних зрителей об этом фильме существенно различаются:

«Любимая женщина советского народа! Фильм очень хороший, только Людмила Гурченко могла так сыграть, талантливо, красиво, энергично, жизненно… Такие фильм как «Любимая женщина механика Гаврилова», добрые фильмы, на которых вырастет ещё не одно поколение…. Людмила Гурченко! Браво примадонна!» (А.С.).

«Милый фильм. Хорошие актеры. Прекрасная Одесса. А больше всего мне понравилась роль механика Гаврилова. … Появляется герой за две минуты до конца фильма, ни слова не произносит, да и видим–то мы его через толстое стекло – а ведь все сказано, создан полноценный образ. Как будто этот Гаврилов все время был на экране. Браво Шакурову, и браво режиссеру» (Горожанка).

«Фильм откровенно нудный, так как сценарий слабый. Артисты хорошие, ситуации вроде жизненные, а скучно. … Но о вкусах не спорят» (Терри).

Киновед Александр Федоров

-2

Случай с Полыниным. СССР, 1971. Режиссер Алексей Сахаров. Сценаристы Алексей Сахаров, Константин Симонов. Актеры: Анастасия Вертинская, Олег Ефремов, Олег Табаков, Нонна Мордюкова, Георгий Бурков и др. 18,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Алексей Сахаров (1934–1999) поставил 14 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Коллеги», «Случай с Полыниным», «С весельем и отвагой») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

В 1941 году столичная актриса выступает с фронтовой актерской бригадой в Мурманске, где ее слушают военные летчики…

Советская пресса встретила мелодраму «Случай с Полыниным» довольно противоречиво:

«Случай с Полыниным» — фильм–размышление, фильм–исследование. В нем с необыкновенной силой выведена безжалостная рука войны, соединяющая и тут же разрывающая людские судьбы. Что это — действительно трагедия человеческих чувств, не сумевших противопоставить себя стихии, или, наоборот, победа их над этими грозными и страшными силами! Авторы не дают прямого ответа на вопросы, но всем строем развивающегося действия подводят нас к однозначному выводу: непобедимы прекрасные людские порывы души— и только новый пульс времени заставляет их биться по–новому, в новом ритме, оголяя и максимализируя всю страстность, всю преданность их идеалам великой Родины» (Маслова, 1971).

«Если о повести люди не спрашивали, мол, читал или не читал, то о новом фильме студии «Мосфильм» «Случай с Полыниным» спрашивают: «Видел?». Потому что тот, кто увидел, непременно захочет, чтобы и другой посмотрел этот фильм, хорошо и добротно сработанный режиссером А. Сахаровым, прекрасно сыгранный актерами» (Бельская, 1971).

«Константин Симонов написал небольшую повесть «Случай с Полыниным», напомнившую и продолжившую любимую тему его известных военных стихов — тему бескомпромиссной, верной любви. Одну из тех доверчивых, точных, по–симоновски «настроенческих» повестей, которые оказались счастливым добавлением к его главной военной эпопее. Режиссер Алексей Сахаров написал (совместно с К. Симоновым) сценарий и поставил фильм под тем же названием. И получилась весьма поверхностная, анемичная картина, лишенная тех психологических сложностей и того особого смысла, ради которых писалась повесть. Пропало главное — осуждение нравственного компромисса, на который решается актриса Галина Петровна, изменяя однолюбу Полынину с откровенным пошляком и трусом режиссером Витенькой Балакиревым. Витеньку в фильме облагородили, его второй, подлой, домашней жизни не показали, и оттого все метания нашей героини «от лучшего к просто хорошему» выглядят в картине не более чем каприз ветреницы... Смазался конфликт, потерялась тонкая и важная мысль, прошел по кинотеатрам очередной серенький фильм, не оставивший следа ни на экране, ни в памяти кинозрителя» (Соколов, 1971).

Эту мелодраму с участием яркого дуэта Анастасии Вертинской и Олега Ефремова до сих пор любят зрители:

«Прекрасный фильм, такой актерский состав, что фильм не мог не понравится. И сюжет чистый, какой может быть только в советских фильмах. Конечно, актеры О. Ефремов и А. Вертинская великие мастера передавать чувство любви, они бы могли это сделать и без слов. Очень понравилась Нонна Мордюкова, так играть может только она одна» (Новикова).

«Шедевр... Какая "игра лиц"! На лица Вертинской и Ефремова смотришь не отрываясь. … Такие фильмы нужно смотреть наверное, минимум три раза: первый раз – знакомиться с фильмом; второй – вдумываться; третий – наслаждаться» (Виктор).

«Фильм шедевр… фильм действительно в десятку, берёт зрителей за душу. И Анастасия Вертинская, это же такое проникновение в судьбу своей героини, когда она прячется за деревом, в глазах такое, жизнь просто рухнула. Мне кажется, она привнесла в эту роль часть своей жизни» (Александр).

Киновед Александр Федоров

-3

Расскажи мне о себе. СССР, 1972. Режиссер Сергей Микаэлян. Сценарист Будимир Метальников. Актеры: Тамара Сёмина, Армен Джигарханян, Виталий Соломин, Виктор Павлов, Елизавета Никищихина, Георгий Штиль и др. 18,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Сергей Микаэлян (1923–2016) поставил 16 полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Иду на грозу», «Расскажи мне о себе», «Влюблен по собственному желанию», «Рейс 222») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Женщина теряет на фронте возлюбленного, а затем через много лет встречает надежного мужчину – капитана дальнего плавания… Такова сюжетная канва это мелодрамы…

В рецензии, опубликованной в журнале «Советский экран», делался акцент на социологических аспектах восприятия аудитории: «В чем секрет массового успеха подобных картин? Очевидно, они удовлетворяют насущные душевные потребности самого широкого круга людей. Тут речь, видимо, должна идти о пестром спектре простых житейских, главным образом семейных, волнений. О тех возможностях, которые мелодрама предоставляет зрителю в смысле активности его сопереживания. Мы порой забываем, что всякому нормальному человеку присуща необходимость «зрительского сочувствия», даже «зрительского сострадания», то есть живейшего отклика на тревоги и радости, печали и надежды героев, подобные его собственным тревогам и радостям, во всяком случае, соизмеримые с нами. Это свойство нашей натуры имеет под собой глубокие корни. Никто из нас не мог бы в полной мере осознать себе человеком, не перенося на себя внутренний мир других людей» (Михайлов, 1972; 5).

Эти выводы подтверждают и отклики зрителей XXI века:

«Интересный фильм, очень жизненный. Не думаю, что актеры–мужчины переиграли Тамару Сёмину. Просто героиня такая – сдержанная, закрытая, даже суховатая. Стала такой с годами, в начале фильма совсем другая – с Лёнчиком. ... Всё в себе держать – это плохо. Отношения с Евсей Евсеичем – "ты не верь, что стерпится, ты не верь, что слюбится". У другой бы и слюбилось… Хорошо хоть Ксения с героем Джигарханяна оттаяла. И фильм понравился, и актеры замечательные. … Смотреть – удовольствие» (Тамара).

«Очень люблю этот фильм. Стараюсь пересматривать его, как только показывают по ТВ. Семина тут великолепна, как и другие актеры. После смерти любимого человека, как будто умерла, или замерзла, окаменела... Попытка выйти замуж не по любви, а потому, что подвернулся хороший человек (не каждой в то время такое счастье выпадало – замуж) – не удалась. Ну не живут вместе птичка с рыбкой. Герой Павлова хороший, но... не ее. Тяжеловат и нудноват он для героини. И вся беда – не за своего человека вышла замуж. Хорошо, что герой Джигарханяна смог отогреть ее, вернуть к жизни. У нее даже глаза изменились – сиять стали и она увидела, что небо голубое, трава зеленая» (Лана).

Киновед Александр Федоров