В последние годы жизни Советского Союза во Франции состоялся дебют нескольких эстрадных звезд, некоторые из которых быстро «проснулись знаменитыми». Часть из них успела стать популярными в СССР: Патрисия Каас, Милен Фармер, Ванесса Паради и та девица с панковским «ирокезом», которая пела «Вояж, вояж». Но были во Франции и такие исполнители, которые стали звездами только на родине и ряде европейских стран, а у нас их в лучшем случае «знали» по одной-двум звучавшим на дискотеках песням.
Одной из таких исполнительниц была Жанна Мас (Jeanne Mas, по-французски произносится как Жанн Мас, а не Джинн Мас или Жанна Ма – как иногда можно встретить в русскоязычном сегменте Интернета).
Ее творческая карьера представляется мне достаточно интересной, чтобы рассказать о ней.
Формально Жанну можно назвать певицей-однодневкой. Она сразу же стала знаменитой во Франции и ряде соседних стран, спев несколько шлягеров, которые не забыты и сегодня: «Toute premiere fois» (№ 8 в хит-параде Франции), «Johnny, Johnny» и «En rouge et noir» (оба были № 1 во Франции, а «Джонни» сумел занять также первое место в хит-параде Испании)…
Мас признали лучшей исполнительницей Франции, присудив в 1985 году премию Министерства культуры «Виктуар де ла мюзик», а два альбома Жанны во второй половине 80-х сумели подняться на несколько недель на первую позицию в хит-параде Франции.
Казалось бы, талантливую певицу ждет безоблачное будущее, но в следующие 30 лет ни один альбом или сингл Мас не получил признания публики. Лучшим ее достижением после триумфа в 80-е годы стало 90-е место (!) в хит-параде Франции одного из ее альбомов (в 2003 году). Такое впечатление, что французские слушатели в начале 90-х просто выбросили недавнюю звезду из своей жизни.
Самое удивительное в этой истории то, что Мас на протяжении почти всей карьеры выпускала достаточно интересные альбомы в музыкальном плане (именно поэтому я и пишу о ней). Если сравнить ее с нашей любимицей конца 80-х Патрисией Каас, то репертуар Мас однозначно предпочтительнее. Несколько альбомов Жанны я периодически включаю в машине, а вот с однообразными дисками Каас такой фокус не пройдет. От ее музыки тянет в сон.
Чтобы разобраться с тем, почему творчество Мас перестало быть интересным французам, уместно сравнить Жанну с другой французской звездой – Милен Фармер. Милен стала популярной буквально на пару лет позже моей героини, и в определенной мере она ориентировалась на творчество именно Мас, чтобы добиться успеха (вероятно, поэтому некоторые поздние альбомы самой Жанны сильно напоминают репертуар Милен).
Фармер в последующие десятилетия не утратила любовь французской публики (да и российской тоже). Количество шлягеров у нее со временем уменьшалось, но на каждом ее альбоме можно найти 1-2 интересные песни. И что немаловажно – при всех изменениях музыки Милен со временем, в своей основе она осталась все той же попсой родом из 80-х. Фармер никогда не разочаровывала армию своих преданных поклонников.
Может быть, и Мас пошла бы той же дорогой, но после пары неудач с поп-альбомами в начале 90-х (на них не было запоминающихся шлягеров, поскольку незадолго до этого певица рассталась со своим главным хитмейкером – композитором Романо Мусумарра), поп-брюнетка Жанна совершила крутой поворот, обернувшись рыжей рокершей!
И ладно бы дело происходило в Англии или Америке, где рок любят и ценят. Во Франции рок-музыка не пользуется большим спросом, и несостоявшаяся рок-звезда оказалась никому не нужна.
Рок в исполнении Мас: «Egoistes» с альбома «Jeanne Mas Et Les Egoistes» (1996)
В результате резкой смены амплуа Жанна окончательно потеряла свою аудиторию, которая ждала от нее поп-хиты. А новой публики у Мас так и не появилось. После длительного рок-периода, в 21 веке певица записывала то поп-альбомы, то дэнс-диски, то вновь возвращалась к року, а потом опять обращалась к попсе…. Но что бы они ни делала, французы ее забыли напрочь и не хотели вспоминать.
Дело дошло до того, что сегодня на ее Ютуб-канале чуть более одной тысячи подписчиков, хотя Мас достаточно регулярно выкладывает на нем свои новые клипы (у М.Фармер более 600 тысяч подписчиков, хотя она тоже уже «пенсионерка» родом из тех же 80-х).
Чем были вызваны столь резкие повороты в музыкальной карьере Мас? Скорее всего, это врожденное. Жанна – человек, который никогда долго не сидел на одном месте и часто кардинально менял свою жизнь.
Она родилась в Испании в 1958 году. По всей видимости, родители ее были французы, но поскольку у нее были крайне сложные отношения с ними, никакой информации об этом в интернетах нет (сама Мас даже про своих детей рассказывала неохотно). В ее биографии после рождения сразу же говорится о поступлении в середине 70-х в университет во Франции в пригороде Парижа, где Мас стала изучать испанский и итальянские языки. Но учеба ей быстро надоела, и будущая звезда отправилась в Италию.
Там она пыталась сниматься в кино (засветилась в фильмах Дино Ризи и мегапопулярном «Начну с трех» (1981) Массимо Троизи), вела шоу на частном ТВ-канале, и исполняла рок в составе группы, записывая песни на английском и итальянском языках. Через несколько лет Мас встретила итальянского композитора Романо Мусумарра и с ним на пару материализовалась во Франции, где стала исполнять поп-шлягеры в образе, несколько напоминающим панковский.
После таких жизненных перетурбаций не стоит удивляться дальнейшим изменениям ее музыкальных предпочтений, внешнего образа (который она меняла постоянно), переходу к вегетарианству и переезду в США на постоянное место жительства в 2005 году. В Америке она занялась кинобизнесом, написанием пьес и записью своих альбомов, которые продолжали выходить с завидной регулярностью.
Но пора поговорить о музыке Мас, которая начиная с 90-х годов неизвестна почти никому, но может заинтересовать российского слушателя, который освоил из французского только «лямур» да «бонжур».
О ее «черном периоде», когда она была брюнеткой и пела поп-песенки, я уже говорил ранее, но кто интересуется молодой Мас, то могу порекомендовать прослушать сборник «Essentiel» (2003), который есть на Яндекс.Музыка. На нем вы найдете все ранние хиты Жанны.
Ее «рыжий рок-период» вряд ли сильно интересен. Диск «Jeanne Mas Et Les Egoistes» (1996) не плох, но и особо интересным его не назовешь. На альбоме 2001 года можно послушать песню «Etrange», которая сильно смахивает на композицию из репертуара Милен Фармер.
Но лучше с поздней Мас знакомиться с альбома «Lec Amants de Castille» (2003), когда она завязала на время с роком и записала поп-диск. Если вам нравится Милен Фармер, то эта работа Жанны точно для вас.
Следующий альбом Мас – электронно-танцевальный «The Missing Flowers» (2006), записанный в США на английском, открыл ее «белый период», когда она перекрасилась в блондинку. Это хороший альбом для танцев с несколькими запоминающими композициями: «On the Web», «Don’t Give Up», «Mas Alli Mas Alla».
«Белый период» у переменчивой Мас долго не продлился. Она вновь перекрасилась в брюнетку и записала 2 попсовых альбома, из которых стоит обратить внимание на «Made in France», который вновь сильно напоминает Фармер.
Прошло три года, и Жанна выпустила весьма интересный альбом «H2-Eau», на обложке которого у нее красные волосы. Значит ли, что в ее жизни начался новый период? Нет, это продолжился «черный». Просто накатило на нее что-то или соответствующая краска кончилась…
Живое исполнение композиции «Un Cafard» с этого альбома в образе брюнетки. Мас уже 56.
56 лет – это не шутка. Казалось бы, пора остепениться, но на пороге 60-летия у блондинки Жанны выходит альбом «PH» (2017), который состоит сплошь из рок-композиций. Диск получился весьма достойным. По сути, все ее последние альбомы – качественная поп или рок музыка (чаще – рок). Они хорошо слушаются целиком.
Особенно много хитов на ее диске «Love» (2020), на котором вообще нет ни одной проходной песни! Причем, если раньше Мас писала только тексты, то на этот раз она сочинила и музыку. На диске пенсионерка Мас дает жару, но …
Оценить ее старания некому! Французам и раньше рок был не нужен, а в эпоху хип-хопа ее шлягеры «Javance», «Annabelle», «Love», «Ecris-moi» слушаю только я, да еще пара тысяч таких же отщепенцев, среди которых вряд ли найдется хоть один француз…
Через год у Жанны опять выходит новый альбом «Sapore Di Amore» (а что еще делать во времена ковида?). И снова ее можно только похвалить - это очень достойная работа, в которой рок-композиции перемежаются поп-мелодиями.
Интересно, что при записи последних альбомов Мас помогал аранжировщик Константин Мирошниченко, который на диске «Sapore Di Amore» фигурирует и в качестве композитора. Есть музыкант с такими именем и фамилией в России (Ростов-на-Дону), но, похоже, что соавтор Жанны все-таки какой-то американский Мирошниченко, а не ростовский.
Чему нас может научить история жизни Жанны Мас? Тому, что слава – дама переменчивая. Она может обрушиться на вас совершенно неожиданно и так же скоропостижно удалиться. Без всякого предупреждения, просто хлопнув дверью. И чтобы вы потом ни делали, назад она не вернется. И что же делать в такой ситуации?
Можно просто продолжать делать то, что тебе нравится – как поступила Жанна Мас. Ей нравилось петь, и она продолжила записывать песни. А то, что их слушают не миллионы, а десятки тысяч… Да какая разница!? Тем хуже для миллионов.