Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил об обнаружении подлинника чудотворной Казанской иконы Божией Матери XVI века, которая считалась утерянной более 100 лет назад. Предстоятель РПЦ отметил, что икону нашли уже давно, однако показали только сегодня, поскольку «многое нужно было выяснить».
Традиционно под оригиналом Казанской иконы понимают образ, который, по преданию, явился в 1579 году в Казани девочке Матроне. Вплоть до начала ХХ века оригинал иконы постоянно находился в Богородицком женском монастыре Казани, на месте своего явления. В 1904 году икону похитили. По одной из версий, крестьянин Стоян со своей женой сожгли подлинник в печи. По другой версии, он продал икону старообрядцам за большую сумму. Согласно третьей версии, Стоян украл копию, а не подлинник иконы.
Сейчас речь идет не о находке первообраза, а о почитаемом точном списке, то есть точной копии, которую патриарх Гермоген передал ополчению под руководством Минина и Пожарского, которое освободило Москву от поляков в начале XVII века. В 1636 году этот образ был перенесен в нововозведенный Казанский собор на Красной площади. Чуть позже был установлен день празднования в честь Казанской иконы.
Известно, что во время Отечественной войны 1812 года перед образом молился генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов перед отбытием в действующую армию. В том же году в день празднования в честь иконы состоялась битва под Вязьмой. В этом бою армия Наполеона потерпела первое поражение после ухода из Москвы.
В 1918 году образ украли. Согласно самой распространенной версии, его вывезли за границу.
По словам патриарха Кирилла, на самом деле икона оставалась в России: «Ее сберегали благочестивые люди, и в какой-то момент она была принесена в храм благодаря выдающемуся человеку, о котором я скажу сегодня позже, — искусствоведу, который много лет своей жизни посвятил изучению древнерусской иконописи».
Как рассказал патриарх, она находилась в патриаршей резиденции в Переделкине и была обретена среди других икон, предназначавшихся для передачи в храмы и монастыри, куда приезжает патриарх. Вначале он думал, что это очень искусно сделанная подделка, поэтому попросил, чтобы была проведена экспертиза. Было вынесено заключение: икона принадлежит той самой эпохе, в которую был создан чудотворный образ.
Заведующий сектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания, доктор искусствоведения Лев Лифшиц считает, что нужно дождаться конкретных версий того, как икону идентифицировали, и уже потом делать выводы:
— После того как икону нашли в резиденции патриарха, я не видел ни картинок, ничего. Не имею ни малейшего понятия, откуда, что, каким образом это выяснилось, кто был экспертом. Нас, во всяком случае, не привлекали в качестве таковых. Памятник считался погибшим.
— А когда патриарх говорит о том, что нужно было многое проверить, как долго могли проверять, выяснять?
— Круг экспертов, которые способны проводить такого рода работы, достаточно узкий, в профессиональном сообществе все друг друга более или менее знают, давайте подождем. Конечно, слова патриарха весомы, у нас нет оснований их сразу отвергать, но я бы пока выдержал паузу.
В любом случае сейчас невозможно сказать, что именно было найдено патриархией, потому что пока неизвестно, кто именно изучал икону. Ведь речь идет об образе, который многократно копировался, а они все похожи, подчеркивает искусствовед, автор книги «Воры, вандалы, идиоты. Криминальная история русского искусства» Софья Багдасарова:
Софья Багдасарова искусствовед, автор книги «Воры, вандалы, идиоты. Криминальная история русского искусства» «Если бы это действительно официально выяснялось, по моему разумению, это должно было выглядеть так: эксперты музеев, историки — в православной церкви есть большое количество специалистов по иконописи. То есть [были бы обнародованы] конкретные фамилии экспертов и их конкретные выводы, какими путями была подтверждена идентичность. Вообще, ситуации, в которых подкидывают украденные произведения искусства, достаточно часто случаются. Например, несколько лет назад в Италии подкинули женский портрет Климта, который украли за 20 лет до этого и не смогли продать. Удивительное дело, но буквально месяц назад, в 20-х числах сентября, в зарубежной прессе прошла новость о том, что в английских королевских дворцах также совершенно непонятным образом в кладовке была найдена картина великой художницы итальянского барокко Артемизии Джентилески «Сусанна и старцы». Эта картина считалась утраченной с XVII века, искусствоведы знали ее название, но думали, что ее продали после Английской революции, когда распродавали имущество английских королей. И вот совершенно случайно в одной из кладовок дворца нашли эту картину, она была темная, страшная, под лаком, и никто не знал, что это такое. Только когда ее расчистили, выяснилось, что это Джентилески. Теперь она выставлена на специальной выставке в английских королевских дворцах. Несколько лет назад был удивительный случай во Франции на кухне одной пожилой женщины. У нее стояли иконы и потемневшая черная досочка. Когда ее начали исследовать, выяснилось, что это картина Чимабуэ. Это ранний итальянский художник проторенессанса. Более того, выяснилось, частью какого большого алтарного образа это было. Эта досочка была выставлена на аукцион и была продана за много миллионов евро».
4 ноября отмечается день почитания иконы Казанской Божией Матери. Верующие считают, что молитвенное обращение к этой иконе помогает исцелить болезни.