Найти тему
Фильманьяк

Возвращение домой (1978) - покалеченные войной

Фильм был создан по инициативе Джейн Фонды, которая искала актуальную тему для съёмок первого фильма её производственной компании.
Фильм был создан по инициативе Джейн Фонды, которая искала актуальную тему для съёмок первого фильма её производственной компании.
Салли Хайд - жена офицера, домохозяйка. Когда капитана Хайда отправляют во Вьетнам, Салли устраивается волонтёром в военный госпиталь, дабы скоротать время. Война представлялась ей такой, какой её видел муж - ступенькой в карьере. Однако её взгляды меняются, по мере того, как она сближается с парализованным ветераном...
Ветераны успели заметить, что Боб больше похож на хиппи, чем на военного. Усы куда ни шло, но столь пышная шевелюра в армии - из области фантастики.
Ветераны успели заметить, что Боб больше похож на хиппи, чем на военного. Усы куда ни шло, но столь пышная шевелюра в армии - из области фантастики.

Сейчас этот фильм несколько подзабыт, но изредка упоминается в качестве первого фильма, коснувшегося темы Вьетнама. Хотя на самом деле это не так, поскольку двумя неделями раньше состоялась премьера «Парни из роты С». К тому же, «Американа» Кэрредина столкнулась с определёнными трудностями при производстве, и нынче её, к сожалению, вообще мало кто знает.

В состязании Круз - Войт побеждает с очень небольшим отрывом Войт.
В состязании Круз - Войт побеждает с очень небольшим отрывом Войт.

Увидеть «Возвращение домой» нынче несколько сложно, поскольку с позиции дня сегодняшнего этот фильм Хэла Эшби, имевший солидный успех в прокате и наградном сезоне – воспринимается ну значительно проще, когда зритель, интересующийся тематикой «вьетнамского синдрома» уже видел и «Таксиста» и «Апокалипсис сегодня» и «Охотника на оленей».

Зрители и критики обычно немного забывают о том, что к основным героям так же стоит отнес и брата Ви - Билли. Хотя у него и меньше экранного времени, но не меньше значимости.
Зрители и критики обычно немного забывают о том, что к основным героям так же стоит отнес и брата Ви - Билли. Хотя у него и меньше экранного времени, но не меньше значимости.

Данное сравнение нисколько не умаление заслуг Эшби. Сравнивать эту ленту в принципе стоит только с «Охотником на оленей». Режиссёр не обращает эту зарисовку в прямолинейное высказывание подобно Оливеру Стоуну во «Взводе». Нет здесь и натурализма, в который опять же Стоун обрёк историю Рона Ковика в «Рождённом четвёртого июля».

Люк именно благодаря Билли осознаёт, что потерял не только подвижность, но часть души.
Люк именно благодаря Билли осознаёт, что потерял не только подвижность, но часть души.

К слову, «Возвращение домой» вполне можно воспринимать как первую интерпретацию жизни Ковика. Поскольку он был взят за ориентир в создании образа главного героя. И даже выступил на съёмочной площадке в качестве консультанта. Моральное преображение Люка Мартина в целом соответствует эволюции убеждений Ковика.

Есть среди критиков странное мнение, что основа сюжета - это любовь женщины к инвалиду, а остальное в лице Боба - лишь приложение в качестве препятствия для любви.
Есть среди критиков странное мнение, что основа сюжета - это любовь женщины к инвалиду, а остальное в лице Боба - лишь приложение в качестве препятствия для любви.

Финал «Возвращения» вроде бы как оставляет героев в таком несколько тупиковом положении, когда слова бессильны что-то выразить. Мартин окончательно находит для себя новую цель в жизни. А вот с историей Боба Хайда дело гораздо интереснее. Его травма - загадка. Это мог быть неудачный случай, могло быть реальное ранение. Однако в большей степени кажется, что это, всё-таки, был самострел.

Пенелопа Милфорд была номинирована на Оскар. Действительно, подруга Салли в какой-то момент тоже входит в ряды надломленных, которых война настигла даже за океаном.
Пенелопа Милфорд была номинирована на Оскар. Действительно, подруга Салли в какой-то момент тоже входит в ряды надломленных, которых война настигла даже за океаном.

В последних сценах Боб, затянутый в мундир, тщетно сдерживает внутри себя накопившееся, пока жена делает вид, будто ничего не было. И финальные кадры с ним, кажется, означали освобождение. Герой сбрасывал всё прочь, устремляясь в океан как будто навстречу новой жизни. И вдруг википедия сообщает, что он пошёл топиться.

В начальных сценах у Боба нет усов, отчего он выглядит даже немного невинно.
В начальных сценах у Боба нет усов, отчего он выглядит даже немного невинно.

Интересно было узнать, а кто из зрителей сразу понял режиссёрскую находку? И что, в конечно итоге, стало с Робертом? Увенчалась ли его затея успехом? Или может быть это всё-таки был символический акт очищения? И интересно, а какими бы сейчас были эти строки, если бы не довелось познать авторскую задумку?

Несмотря на уверенную работу Войта, в тот год Оскара всё же больше заслуживал Де Ниро.
Несмотря на уверенную работу Войта, в тот год Оскара всё же больше заслуживал Де Ниро.

Интересным ходом было решение Хэла Эшби отказаться от услуг композитора и окутать повествование в песни, столь точно схватывающие дух времени и как будто бы выступающие дополнительным нарративом к определённым сценам. Спустя много лет к похожему приёму прибегнет Земекис в фильме «Форрест Гамп», только уже в более выраженной форме.

Изначально Джона Войта пригласили на роль Роберта. Но уже ознакомившись со сценарием он увлёкся персонажем Люка, и, в конечном счёте, получил главную роль.
Изначально Джона Войта пригласили на роль Роберта. Но уже ознакомившись со сценарием он увлёкся персонажем Люка, и, в конечном счёте, получил главную роль.

Наибольшей удачей можно назвать то, как сквозь эту практически камерную историю Эшби, по сути, показал судьбы миллионов – тех, кто был покалечен физически или эмоционально – и тех, кто их ждал. Прелесть этого заключена в том, что самой войны на экране нет. Но то, какие поступки совершают герои фильма, находясь в экзистенциальном отчаянии, говорит о ней лучше всего.

 Сюжет очень напоминает «Лучшие годы нашей жизни» - в частности, линия Роберта.
Сюжет очень напоминает «Лучшие годы нашей жизни» - в частности, линия Роберта.

Да, может это и не производит столь мощного эффекта, как вышеперечисленные прославленные работы, но «Возвращение домой» явно стоит посмотреть, дабы закрыть для себя тему «вьетнамского синдрома» в кинематографе.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.