Салли Хайд - жена офицера, домохозяйка. Когда капитана Хайда отправляют во Вьетнам, Салли устраивается волонтёром в военный госпиталь, дабы скоротать время. Война представлялась ей такой, какой её видел муж - ступенькой в карьере. Однако её взгляды меняются, по мере того, как она сближается с парализованным ветераном...
Сейчас этот фильм несколько подзабыт, но изредка упоминается в качестве первого фильма, коснувшегося темы Вьетнама. Хотя на самом деле это не так, поскольку двумя неделями раньше состоялась премьера «Парни из роты С». К тому же, «Американа» Кэрредина столкнулась с определёнными трудностями при производстве, и нынче её, к сожалению, вообще мало кто знает.
Увидеть «Возвращение домой» нынче несколько сложно, поскольку с позиции дня сегодняшнего этот фильм Хэла Эшби, имевший солидный успех в прокате и наградном сезоне – воспринимается ну значительно проще, когда зритель, интересующийся тематикой «вьетнамского синдрома» уже видел и «Таксиста» и «Апокалипсис сегодня» и «Охотника на оленей».
Данное сравнение нисколько не умаление заслуг Эшби. Сравнивать эту ленту в принципе стоит только с «Охотником на оленей». Режиссёр не обращает эту зарисовку в прямолинейное высказывание подобно Оливеру Стоуну во «Взводе». Нет здесь и натурализма, в который опять же Стоун обрёк историю Рона Ковика в «Рождённом четвёртого июля».
К слову, «Возвращение домой» вполне можно воспринимать как первую интерпретацию жизни Ковика. Поскольку он был взят за ориентир в создании образа главного героя. И даже выступил на съёмочной площадке в качестве консультанта. Моральное преображение Люка Мартина в целом соответствует эволюции убеждений Ковика.
Финал «Возвращения» вроде бы как оставляет героев в таком несколько тупиковом положении, когда слова бессильны что-то выразить. Мартин окончательно находит для себя новую цель в жизни. А вот с историей Боба Хайда дело гораздо интереснее. Его травма - загадка. Это мог быть неудачный случай, могло быть реальное ранение. Однако в большей степени кажется, что это, всё-таки, был самострел.
В последних сценах Боб, затянутый в мундир, тщетно сдерживает внутри себя накопившееся, пока жена делает вид, будто ничего не было. И финальные кадры с ним, кажется, означали освобождение. Герой сбрасывал всё прочь, устремляясь в океан как будто навстречу новой жизни. И вдруг википедия сообщает, что он пошёл топиться.
Интересно было узнать, а кто из зрителей сразу понял режиссёрскую находку? И что, в конечно итоге, стало с Робертом? Увенчалась ли его затея успехом? Или может быть это всё-таки был символический акт очищения? И интересно, а какими бы сейчас были эти строки, если бы не довелось познать авторскую задумку?
Интересным ходом было решение Хэла Эшби отказаться от услуг композитора и окутать повествование в песни, столь точно схватывающие дух времени и как будто бы выступающие дополнительным нарративом к определённым сценам. Спустя много лет к похожему приёму прибегнет Земекис в фильме «Форрест Гамп», только уже в более выраженной форме.
Наибольшей удачей можно назвать то, как сквозь эту практически камерную историю Эшби, по сути, показал судьбы миллионов – тех, кто был покалечен физически или эмоционально – и тех, кто их ждал. Прелесть этого заключена в том, что самой войны на экране нет. Но то, какие поступки совершают герои фильма, находясь в экзистенциальном отчаянии, говорит о ней лучше всего.
Да, может это и не производит столь мощного эффекта, как вышеперечисленные прославленные работы, но «Возвращение домой» явно стоит посмотреть, дабы закрыть для себя тему «вьетнамского синдрома» в кинематографе.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.