1964 год. Юный Рон Ковик добровольцем отправляется в морскую пехоту, чтобы бить коммунистов во Вьетнаме и стать гордостью своей страны. Война, какой он её представлял себе, насмотревшись кино, оказалась совсем не такой. Ковик вернётся домой совсем другим - сломанным физически и морально.
Это экранизация истории жизни Рона Ковика, американца, вернувшегося с Вьетнамской войны инвалидом и ставшего впоследствии антивоенным активистом. Деятельность Ковика сильно всколыхнула общественность в 70-ых. Один из первых фильмов, посвящённый теме Вьетнамской войны, «Возвращение домой» был снят не без Ковика в качестве источника вдохновения (и консультанта). И вот, спустя 11 лет, Оливер Стоун снимает фильм уже непосредственно про Рона Ковика.
Символичная вступительная сцена, невинные дети, под щемящую сердце музыку Джона Уильямса, играют в войну. Десять лет спустя юный Ковик ищет, как бы стать гордостью для своей семьи и страны. Перекочевавший прямиком из «Взвода» Том Беренджер толкнёт речь в духе: «Хочешь послужить своей стране, сынок?» Следующие полчаса хронометража – лучшие сцены фильма, где в полудокументальной манере, практически как во «Взводе», Стоун живописует ужасы Вьетнамской войны и даёт замечательный кадр, который вынесли на постер – Ковик сломался внутри. Вот только осознание ещё не пришло.
Пользуясь строчкой из Кольриджа, можно сказать «Господь проклятьем гордеца отметил». Когда кошмары бойни и пребывания в госпитале останутся позади, Ковик вернётся в семью, в родной городок, где все его будут рады видеть. А сам он будет в ответ таким же приветливым и радостным, пытаясь делать вид, что всё нормально. Вот только осознание ещё не пришло.
И по сути все 2 с лишним часа Стоун ведёт именно к этому. Не к тому, чтобы освещать деятельность Ковика как активиста, а чтобы показать трансформацию убеждений этого человека, который смог вернуться, сохранив свою жизнь, но совершенно не понимая, как жить дальше, пытаясь понять, ради чего он понёс такие жертвы.
Сравнение с фильмом «Возвращением домой» конечно же неизбежно. Фильм Эшби всё-таки лучше, поскольку в финале зритель имеет все шансы испытать катарсис. В фильме Стоуна повествование под самый конец переходит в скороговорку и сдувается. Том Круиз смело может записать роль Рона Ковика в небольшую копилку тех своих образов, где актёру удаётся выйти из рамок своих привычных актёрских приёмов, по которым обыкновенно Круза узнаёшь, и которые кочуют с ним из фильма в фильм. В «Рождённом четвёртого июля» таких моментов очень мало – поэтому больше удивляешься тому, как режиссёру удаётся выбить из артиста ту искру искренности в перевоплощении, от которой в некоторых сценах на глаза наворачиваются слёзы.
Пожалуй, больше всего запоминается эпизод, когда пьяный Ковик возвращается посреди ночи домой и разражается на откровенный выплеск своих переживаний. Забавно после таких сильных моментов видеть, как он делит экран с Уиллемом Дефо, где моментально тушуется пред неистовым темпераментом своего более одарённого коллеги. И хотя актёрская игра Дефо - достаточный повод, чтобы его персонаж присутствовал в фильме, но всё-таки 15-ти минутный фрагмент о похождениях Рона в Мексике чувствуется как затягивающий хронометраж.
В целом всё-таки уже не в первый раз отмечается присущий Оливеру Стоуну пафос, который совершенно не красит его фильмы. История Рона Ковика начинается очень сильно, однако под конец режиссёр сам же губит столь удачный фильм, обращая его в нечто плакатное. Жаль, оценка могла быть выше, поскольку бескомпромиссность первого часа повествования была чертовски хороша, и казалось, что режиссёр смог преодолеть так тянущее его пристрастие к драматизациям.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.