Найти тему
about_aviation

GPWS (Ground Proximity Warning System)

Оглавление

В этой статье речь пойдет о системе GPWS. Эта система, как я и обещал в прошлой статье (https://dzen.ru/media/about_aviation/bezopasnost-v-polete-65458fc9b8dcae73a8c92df6) удостостоилась отдельной публикации.

Так выглядит панель Master Warning при срабатывании GPWS
Так выглядит панель Master Warning при срабатывании GPWS

GPWS - (Система предупреждения о близости земли) — система воздушного судна, предназначенная для предупреждения пилотов об угрозе столкновения с землёй или с иным препятствием.

Экскурс в историю

В 1960-е годы произошла серия авиакатастроф, охарактеризованных как "столкновение с землей в управляемом полете" далее - CFIT. Эти катастрофы унесли сотни человеческих жизней. В авиакатастрофах характера CFIT исправное и управляемое воздушное судно сталкивается с поверхностью земли, воды или другим препятствием, однако экипаж остается в неведении об опасности.

В 1970-х годах был проведен ряд исследований, которые определили необходимость внедрения систем, предупреждающих пилотов о столкновении с поверхностью земли.

Изобретателем признанной GPWS системы является канадский инженер Чарльз Рональд Бейтмен. С 1979 года эта система рекомендована ICAO.

Чарльз Рональд Бейтмен. Изобретатель GPWS системы
Чарльз Рональд Бейтмен. Изобретатель GPWS системы

До внедрения GPWS в год происходило в среднем 3,5 катастрофы характера CFIT. Внедрение этой системы позволило сократить это число до 2 в год. С 1974 по 2006 год в воздушном пространстве США не было зафиксировано ни одного случая гибели людей в авиаинцидентах характера CFIT.

Принцип работы GPWS

Система отслеживает высоту самолета, информация о высоте поступает с радиовысотомера. Компьютер сохраняет всю информацию и производит вычисления, на основании которых определяет, является ли ситуация опасной.

Экипаж получает различные аудиовизуальные сообщения если ситуация становится опасной

Слишком высокая скорость снижения

Голос: SINK RATE

Если скорость снижения не меняется, то:

Звук и голос: PULL UP!

Загорается табло PULL UP:

Лапма "Master Caution/Master Wаrning"
Лапма "Master Caution/Master Wаrning"

Слишком высокая скорость приближающейся земли

От предыдущей ситуации отличается тем, что здесь принимаются показания по радиовысотометру, а в предыдущей ситуации речь идет о вертикальной скорости.

Такая ситуация может возникнуть, если самолет летит над склоном горы, например.

Голос: TERRAIN.

Если ситуация будет ухудшаться, то:

PULL UP.

Потеря высоты после взлета или ухода на второй круг

Голос: DON’T SINK.

Самолет не в посадочной конфигурации при близкой поверхности земли

Если не выпущены шасси, то:

TOO LOW – GEAR. Затем: TOO LOW TERRAIN.

Если не выпущены закрылки, то:

TOO LOW – FLAPS. Затем: TOO LOW TERRAIN.

И то, и другое не выпущено: TOO LOW TERRAIN.

Потеря глиссады

Если самолет с выпущенными шасси, летящий ниже 1000 футов над землей, опустится ниже глиссады, то голос напомнит: GLIDESLOPE. Если ситуация не улучшается, то: PULL UP.

Как это видят пилоты

GPWS на навигационном дисплее
GPWS на навигационном дисплее

Красный цвет показывает препятствие, которое находится выше нас на 2000 футов.

Желтый цвет показывает препятствие высотой от 500 футов под нами до 2000 футов над нами.

Зеленый цвет – препятствие под нами, ниже нас от 500 до 2000 футов.

Черный цвет – земля под нами ниже 2000 футов.

Равномерно распределенные по дисплею малиновые точки – в базе данных нет ничего о рельефе данной местности.

EGPWS

Также важно упомянуть систему EGPWS. Это усовершенствованная система GPWS, которая получила ряд нововведений. Например, EGPWS теперь в своих расчетах учитывает рельефную карту земли, сопоставляя местоположение самолета и рельефа вокруг. Это исключило ситуации, когда у обычного GPWS некоторые препятствия находились в "мертвой зоне". Из-за того, что GPWS полагался только на радиовысотомер, препятствия, которые были непосредственно перед самолетом он просто не видел, при условии, что самолет сохранял высоту. EGPWS сейчас увидит такое препятствие благодаря 3D рельефным картам местности.

На этом все, быстрых вам полетов и мягких посадок!