Найти в Дзене
Александр Дедушка

Два вида уныния: от бессилия и от беса. Как их отличить по св. Серафиму Саровскому?

Св. Серафим Саровский
Св. Серафим Саровский

А еще есть скука. Но о ней отдельный разговор, хотя эти состояния нужно уметь отличать друг от друга. Так как к ним прилагаются разные духовные лекарства.

Вот что по этому поводу говорит св. Серафим Саровский:

«Иное – скука и иное – томление духа, называемое унынием. Бывает иногда человек в таком состоянии духа, что, кажется ему, легче ему было бы совсем уничтожиться или быть без всякого чувства и сознания, нежели долее оставаться в этом безотчетно-мучительном состоянии. Надобно спешить выйти из него. Блюдись от духа уныния, ибо от него раждается всякое зло (по св. Варсонофию)».

Что ж сначала научимся идентифицировать. Скука и уныние.

Скука, как правило, предшествует унынию. Уныние – это ее как бы следующая ступень.

Но и в самом уныние тоже разные виды и ступени.

И самое главное – по происхождению – от бессилия и от беса. И здесь тоже нужна четкая идентификация.

Слушаем дальше:

«Есть уныние естественное, учит св. Варсонофий, от бессилия, и есть уныние от беса. Хочешь ли знать это? Испытай так: бесовское приходит прежде того времени, в которое должно дать себе отдохновение».

Итак – первый шаг к различению сделан.

Ты делаешь какое-либо дело, требующее затрат – духовных, моральных или даже физических.

Одна ситуация, когда ты уже выдохся и чувствуешь, что у тебя просто не хватает сил закончить это дело.

Тогда это «уныние естественное».

Но другое дело, когда ты чувствуешь еще силы для продолжения дела, а уныние уже пришло. Тогда это «уныние бесовское».

«Ибо когда кто предположит себе сделать что-нибудь, оно прежде, нежели исполнена будет треть или четверть дела, нудит его оставить дело и встать».

Что ж, кажется, главное мы уже уловили.

Силы есть, а уныние уже пришло – это от беса.

Осталось только понять, что нужно с этим делать.

«Тогда… надобно сотворить молитву и сидеть за делом с терпением. И враг, видя, что он (человек) поэтому творит молитву, удаляется, потому что не хочет давать повода к молитве».

Что ж – теперь все понятно.

Когда пришло «бесовское уныние» нужно, не бросая дела, взяться за молитву.

Усвоим этот урок от святых отцов.