Найти тему
Работа, учёба и отдых

Арифметические операции в среде программирования PC WorX

В материале [https://dzen.ru/a/ZAq0N8VOKEDcTDy3?share_to=link] представлен цикл лабораторных работ, выполняемых в среде программирования PC WorX. Текущая лабораторная работа направлена на получение навыков реализации в среде программирования PC WorX v.6.30 арифметических выражений, навыков разработки приложений на языке программирования Function Block Diagram, использующих программные блоки арифметических функций.

Базовые блоки, реализующие арифметические операции на языке Function Block Diagram в PC WorX, показаны на рисунке ниже и представляют собой операции сложения (ADD), вычитания (SUB), умножения (MUL) и деления (DIV) соответственно:

По умолчанию реализованы элементы, имеющие два входа IN1 и IN2. Увеличение числа входных переменных осуществляется дублированием входа IN2 в свойствах элемента.

Свойства элемента
Свойства элемента

Заметим, что выполнение арифметических операций требует назначения одинакового типа данных всем входным переменным. Для назначения типа данных входным переменным требуется выбрать соответствующий тип в выпадающем меню «Data type» в окне свойств переменных.

Также заметим, что по умолчанию входные переменные имеют начальное значение, равное нулю (независимо от выбранного типа данных). Поэтому для реализации операции деления (элемент DIV) во избежание ошибки, связанной с делением на ноль, требуется входу делителя IN2 присваивать начальное значение, отличное от нуля. Это также можно сделать в окне свойств переменных, задав числовое значение в поле данных «Initial value».

Упражнение.

Необходимо в среде программирования PC WorX v.6.30 разработать приложение на языке программирования Function Block Diagram для реализации следующего арифметического выражения (см. вариант ниже).

Заметим, что для реализации следующих арифметических выражений могут также понадобиться следующие функциональные блоки:

  1. Модуль – см. блок ABS;
  2. Квадратный корень – см. SQRT;
  3. Возведение в степень – см. EXPT.

Вариант 1.

-3

Вариант 2.

-4

Вариант 3.

-5

Вариант 4.

-6

Вариант 5.

-7

Вариант 6.

-8

Вариант 7.

-9

Вариант 8.

-10

Вариант 9.

-11

Вариант 10.

-12

Вариант 11.

-13

Вариант 12.

-14

Вариант 13.

-15

Вариант 14.

-16

Вариант 15.

-17

Вариант 16.

-18

Вариант 17.

-19

Вариант 18.

-20

Вариант 19.

-21

Вариант 20.

-22

Вариант 21.

-23

Вариант 22.

-24

Вариант 23.

-25

Вариант 24.

-26

Вариант 25.

-27

Вариант 26.

-28

Вариант 27.

-29

Вариант 28.

-30

Вариант 29.

-31

Вариант 30.

-32

Вариант 31.

-33

Вариант 32.

-34

Вариант 33.

-35

Вариант 34.

-36

Вариант 35.

-37

Вариант 36.

-38

Вариант 37.

-39

Вариант 38.

-40

Вариант 39.

-41

Вариант 40.

-42

Замечание 1. Для проверки правильности построения схемы в среде программирования PC WorX необходимо подготовить проверочную таблицу, при этом желательно её подготовить таким образом, чтобы были видны некоторые промежуточные значения (результаты скобок или больших дробей).

Замечание 2. Для того, чтобы исключить деление на 0, надо перед отладкой ввести значение переменных таким образом, чтобы деления на 0 не было. Иначе появится ERROR.

Приведём пример реализации арифметического выражения варианта № 40:

Сначала представим проверочную таблицу с указанием некоторых промежуточных вычислений:

Проверочная таблица для реализуемого арифметического выражения
Проверочная таблица для реализуемого арифметического выражения
Результат в режиме отладки для x = 0
Результат в режиме отладки для x = 0
Результат в режиме отладки для x = -1
Результат в режиме отладки для x = -1
Результат в режиме отладки для x = 100
Результат в режиме отладки для x = 100

Результаты других вариантов (с 1 по 39), реализованные в среде программирования PC WorX (или других программ для языка программирования FBD) прилагайте в виде скринов в комментариях к этому материалу.