Найти тему

На Аршан (продолжение). От Чистых ключей до Култука. Путевые заметки нетипичного экскурсовода

Всем добрый день! Продолжаем нашу виртуальную экскурсию на Аршан из Иркутска. В прошлой публикации мы добрались до бывшего поселка при воинской части Чистые ключи.

Давайте оценим расстояние от Иркутска. Если двигаться старой трассой через Смоленщину, Баклаши и Введенщину, то общее расстояние составит около 33 км. Время в пути... Ну тут как повезет. Субботним вечером, когда я работал над этой публикаций было 47 минут. И как видим по карте внизу - пробок почти не было:

Иркутск - Чистые ключи (через Смоленщину). 2ГИС
Иркутск - Чистые ключи (через Смоленщину). 2ГИС

Современный маршрут, проходящий через Шелехов, но оставляющий в стороне села на Иркуте, более прямой - 30 км. Время в пути тоже поменьше - 39 минут. Поэтому понятно, что большая часть путешественников выбирает современный маршрут.

Иркутск - Чистые ключи (через Смоленщину). 2ГИС
Иркутск - Чистые ключи (через Смоленщину). 2ГИС

Но именно на старой дороге находилась раньше первая почтовая станция на пути из Иркутска. Это современная Введенщина, которая раньше называлась село Введенское. Я там еще в школе был в трудовом лагере. Пропалывали мы на окрестных полях картошку, капусту и свеклу. И вот, после Чистых ключей начинается первый подъем в гору. Сейчас здесь хотя бы три полосы. Раньше было совсем плохо, ведь фуры идут практически сплошным потоком, а обогнать их там абсолютно нереально, если на дороге всего по одной полосе в каждую сторону. Давайте оценим масштаб этого первого перевала с помощью онлайн топографической карты:

Чистые ключи - Моты. https://ru-ru.topographic-map.com/map/?center=52.12811%2C103.96638&zoom=12
Чистые ключи - Моты. https://ru-ru.topographic-map.com/map/?center=52.12811%2C103.96638&zoom=12

Итак, за 15 км с 32-го по 47-й км нас ожидает подъем до высоты 800 метров с 500 метров. В середине первого десятилетия 2000-х гг. слева от дороги на подъеме был так называемый пьяный лес. В сентябре не помню уж какого года выпал снег. А все лиственные деревья еще вовсю стояли с листвой. И в результате под тяжестью налипшего снега ломались огромные деревья, которые и лежали там по склонам поваленными. На наиболее крутых участках с опасными поворотами ставят даже не ограждения, а огромные бетонные блоки. Против фуры, у которой отказали тормоза, они, конечно, бессильны. И тогда - здравствуй, новая просека (особенно, если фура груженая). А вот легковую машину удержат от падения в пропасть. Как вам, например, вот такой поворот на 34 км:

34-35 км Култукского тракта. Google.maps
34-35 км Култукского тракта. Google.maps

А вот карта этого участка:

34-35 км Култукского тракта. 2ГИС
34-35 км Култукского тракта. 2ГИС

И это все с уклоном /контруклоном в разные стороны с крутизной под 10%.

Затем идет движение собственно по гребню этой выступающей части Олхинского плато. Высота так и держится в районе 800 метров. И вот потом на 40-42-м километре начинается главный экстрим этой дороги - спуск с уклоном под 14%. Везде знаки, предупреждения, но каждый месяц, особенно зимой, кто-нибудь улетает.

Гребень. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Гребень. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

И вот уже 47-й км с отворотом направо к Иркуту в сторону сел Моты и Шаманка после моста через речку с запоминающимся названием Каторжанка. Считается, что в переводе с эвенкийского "моты" - это лось. Ну что ж, вполне вероятно, что когда-то здесь было много сохатых. Но развивалось село за счет того, что было почтовой станцией. Правда, если я правильно понял, дорога тогда шла не по горам, а вдоль Иркута. Как уж она там преодолевала прижимы к скалам - я не знаю. Но она точно многократно страдала от разливов реки, давшей имя Иркутску. Вот в итоге и было принято решение проложить маршрут по горам.

Самый крутой 14%-ый подъем. Google.maps
Самый крутой 14%-ый подъем. Google.maps

Нам нужно обязательно отвернуть в сторону Шаманки, чтобы полюбоваться одним из самых красивых мест на Иркуте. Это Утес Шаманский и скалы "33 богатыря". В сочетании с подвесным мостом, с которого открывается весь этот пейзаж - это вообще удивительное по красоте место:

Иркут и Шаманский утес. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Иркут и Шаманский утес. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Шаманка. 33 богатыря. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Шаманка. 33 богатыря. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Шаманка. Мост. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Шаманка. Мост. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Мост только пешеходный. Автомобильного моста в Шаманку на другом берегу нет. Есть только паром, который опять-таки перемещается силой течения. Очень интересный это опыт - переправа на такой конструкции, которую лишь трос удерживает, чтобы ее не снесло течением. Это кажется на фотография, что Иркут здесь спокойный. На самом деле достаточно быстрое течение. А вот и общая панорама этих мест:

Шаманка. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Шаманка. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вот в Мотах и была размещена вторая почтовая станция на пути до Култука. А археологи и в этих местах раскопали достаточно древний могильник. Интересно называется и гора к северу от села - Домашняя.

У нас же впереди самый высокогорный участок трассы. Причем раньше он был гораздо более живописным с серпантином на 52-54 км, откуда открывался красивый вид на долину Иркута. А прямо на дорогу там бил ключ. Сейчас этот участок уже спрямили. Оборудовали несколько площадок, с которых также приличные виды на окружающие места.

Ну а раньше было вот так:

Подъем на 53 км. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Подъем на 53 км. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Я уже скучаю по той старой дороге. Красивая она была, конечно!

Но и на новой дороге свои прелести. Например, недалеко от нее находятся скальники Фараон и Клеопатра. Тот, кто давал такое название, явно не чужд истории и тот еще романтик.

Фараон и Клеопатра. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Фараон и Клеопатра. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот это район скальника "Пират".

Пират. 2ГИС
Пират. 2ГИС

А вот этот - Мурена.

Мурена. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Мурена. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А еще через несколько километров - Две сестры, Три ключа.

Скальники вдоль трассы Р258. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Скальники вдоль трассы Р258. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Примерно с этого места можно дойти до "Подковы Иркута" - так называется извилистый участок реки выше Шаманки.

Подкова Иркута. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Подкова Иркута. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А еще через несколько километров будет Большая Глубокая. Раньше там была третья почтовая станция на пути от Иркутска до Култука. И именно здесь был первый из спрямленных в 2000-х гг. участков тракта. Вот он на фото с очередным мостом над железной дорогой.

Дорога в Глубокой. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Дорога в Глубокой. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А раньше там еще и переезд железнодорожный был, на котором можно было очень долго стоять. И в самой деревни было кафе "Каретный двор" - отсылка к почтовой станции.

Одни из самых ягодных мест. Правда, ехать сюда из Иркутска уже более 75 км. Буквально через несколько километров будет еще один мост / переезд через железную дорогу у станции Андриановская. На железной дороге здесь будет не самое высокое, но самое крутое место на всем Транссибе. Ну а автомобильная дорога буквально несколько метров не дотягивает до 1000 метров над уровнем моря. Точнее GPS то показывает 1000 метров именно на трассе, то нет.

Андриановский перевал с видом на Байкал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Андриановский перевал с видом на Байкал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Какие петли тут выписывает железная дорога- это просто отдельный разговор нужен. В том числе есть тоннели с поворотами с крутыми радиусами. А к грузовым поездам цепляют толкающие и тормозящие локомотивы сзади.

Последние 20 км перед спуском в Култук пока даже не спрямляют. Наверное, это самый трудный участок всей дороги для водителя. Ну а в Култуке все еще остался "тещин язык" с крутейшими видами на Байкал и Хамар-Дабан.

Спуск к Култуку. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Спуск к Култуку. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В общем, эту дорогу можно охарактеризовать, как 70 км красоты. Причем, поскольку скорость здесь относительно невелика, то даже из окна автобуса можно вдоволь налюбоваться пейзажами.

Вот этот участок на карте:

Спуск в Култук. 2ГИС
Спуск в Култук. 2ГИС

А в левом нижнем углу карты уже виден отворот с федеральной трассы в Тункинскую долину. В Култуке можно спуститься к Байкалу, немного погулять после дороги из Иркутска. Обычно на автобусе из Иркутска эти 100 км ехать около 2 часов. Так что пора и размять ноги.

Здесь же видно и КБЖД, которая уходит на северо-восток в Порт Байкал. Ну да его мы уже наблюдали, когда путешествовали к истоку Ангары,

Вот такая публикация у нас получилась про четвертый этап поездки из Иркутска на Аршан. До встречи далее!