Сейчас трудно представить, что все парадные прибрежные «спуски» – Ленинградский, Некрасовский, Вилоновский – когда-то были промытыми вниз в сторону Волги природными оврагами. По мере роста Самары спуски-овраги, постепенно засыпаемые, превращались в спуски-улицы.
Спуск, ведущий к Волге от Воскресенской (Самарской) площади, на которой раскинулась главная городская ярмарка, назывался соответственно Ярмарочным. Вдоль улицы располагался татарский поселок с медресе , рядом лепились бараки, где проживали работники бесчисленных лесных пристаней. Саму дорогу для удобства перемещения грузов замостили булыжником практически одновременно с главной улицей города – Дворянской , однако в целом место благоустройством не славилась.
Обустраивать территорию начали уже при Советской власти – но, судя по газетным заметкам, процесс шел перманентно и не особо успешно.
Своего часа Ярмарочный спуск дождался в 1936-м году. Согласно генеральному плану «Большой Куйбышев», улица с прилегающей территорией становилась центральным звеном набережной и связывала пассажирские пристани с привокзальным центром на Никитинской площади.
«Промежуточная» Самарская площадь трактовалась как новый административный центр города . К воплощению замысла столичного масштаба город приступил лишь в конце 1950-х - но на волне хрущевской борьбы с архитектурными излишествами реализовать амбициозный проект стало невозможно.
Территории, видимо, было суждено все же стать знаковым местом. В 1965-м - году 20-летия Победы - решено было создать в Куйбышеве, как и в других городах, парадную площадь с Вечным огнем и памятником Трудовой Славы.
Именно тогда рядом с Самарской площадью и начал складываться ансамбль Площади Славы. Планировалось приурочить его возведение к полувековому юбилею революции, но за два года сделать ничего не успели.
Строительство планировалось на народные пожертвования. Макет монумента демонстрировался в холле Окружного Дома Офицеров, и городские предприятия щедро скидывались на будущий символ города
Начались строительные работы в конце 1968-го. Одновременно с планировкой площади воздвигали и ее главный символ – монумент Славы в виде 13-метровой фигуры рабочего, стоящего на 40-метровом постаменте лицом к Волге и держащего на поднятых руках крылья самолетов.
Надо сказать, что по первоначальному проекту размах крыльев был существенно больше – но в это время в Волгограде, на мече Родины-Матери обнаружили трещины, и проект решили «облегчить».
5 ноября 1971-го года прошло торжественное открытие монумента. Чуть раньше - в сентябре – зажегся Вечный Огонь на мемориальном комплексе «Скорбящая мать» справа от стелы.
Следующая составляющая ансамбля – облицованное уральским мрамором здание обладминистрации, сейчас известное как Белый Дом – появилось на площади в середине 1980-х.
В своем первом краснокирпичном варианте звалось Бастилией, а так же в честь инициатора строительства первого секретаря обкома КПСС Евгения Федоровича Муравьева – "Муравейником".
В 2000-м, сразу к двум памятным датам - 2000-летию принятия Россией христианства и 55-летию Победы на площади по слегка адаптированному дореволюционному проекту была возведена церковь Святого великомученика Георгия Победоносца.
Соседство с Вечным Огнем символично, поскольку в храме хранятся книги памяти с именами самарцев, погибших в битвах Великой Отечественной, военных конфликтах последних лет, Чернобыле, во время пожара в здании Самарского ГУВД 10 февраля 1999-го.
Последним и самым спорным приобретением бывшего Ярмарочного спуска стала инициированная столь же спорным губернатором Н.И. Меркушкиным в 2015-м году «Гордость, честь и слава Самарской области» в виде стены в 6 метров высотой и 120 длиной, немедленно названная «стеной плача».
По мнению горожан, получилась то ли совхозная доска почета гигантских размеров, то ли набор надгробных плиток с надписями на урнах, вложенных в стену колумбария. Особое негодование вызвало то, что стена, возвысившись на полтора метра над уровнем площади, частично закрыла прекрасный вид на Волгу и створ Жигулевских ворот.
После подачи петиции собравшей почти пять тысяч подписей, власти приняли решение о доработке. Работы по украшению стены продолжаются, в дальнейших планах - установка бронзовых скульптур.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете