Введение
1900
Шёл напряжённый 1900 год. С января по март в Индии разразился сильнейший голод, людям нечего есть.
На африканском континенте уже год бушует Вторая англо-бурская война. Война Южно-Африканских республик (республика Трансвааль и Оранжевая республика) против Британской империи пытавшейся взять под контроль месторождения золота и алмазов. Оккупация Йоханнесбурга и Претори. Появление и применение первых концентрационных лагерей Британцами против буров. И, как следствие этого, обострение отношений между двумя империями Германской и Британской. Пользуясь случаем Третья республика (Франция) завоевывает территории вокруг озера Чад и покоряют северную Сахару. А США объявляют Гавайские острова своей территорией и начинают обеспечение своих денежных средств (банкноты и монеты) золотом на законодательном уровне.
В Китае на фоне тяжёлого экономического кризиса второй год бушует кровавое Ихэтуа́ньское (Боксёрское) восстание. Китайское народное вооружённое восстание против иностранного вмешательства во внутренние дела Китая, против зависимости Китая от иностранных государств. Усиление вооружённых столкновений с иностранными армиями, в том числе с русской императорской. Несмотря на это российская армия завершает оккупацию Маньчжурии (Китай).
Сложное было время.
А в это время в Кургане успешный фотограф завершает строительство собственного дома в центре города.
Дом фотографа
1900
Алексей Кочешев
Свой дом фотограф Алексей Иванович Кочешев начал строить в конце 1890-х годов. К тому времени он уже достиг существенного успеха в своей профессии. А его доходы позволяли ему построить собственную усадьбу в центре города по индивидуальному проекту. В 1899 году Алексей Кочешев заказывает проект дома известному на тот момент городскому архитектору Николаю Александровичу Юшкову.
В 1900 году собственный дом фотографа Алексея Кочешева был полностью завершён строительством. Стоит отметить, что над этим проектом работал ещё один немалоизвестный архитектор В.А. Злодиевский. Он подключился к работе над проектом уже на стадии завершения и привнес некоторые усовершенствования. Однако В.А. Злодиевский в этом проекте отметился не инженерными изысканиями, а возведением объекта. Именно под его кураторством было выполнено непосредственное строительство этого дома.
Изначально Алексей Кочешев планировал использовать свой дом не просто как жильё, но и как фотостудию. Для этого, ещё на стадии проекта было предусмотрено возведение большого наклонного окна на втором этаже, заменяющее фасадную стену, выходившее в Думский переулок. Через это окно мягкий дневной свет наполнял всё пространство студии. Для фотографа, для художника, пишущего светом, дневной свет является основным инструментом создания своих произведений. Именно это окно позволяло выполнять все виды фотографических работ при естественном и искусственном освещениях, обеспечивая все творческие потребности фотографа. Большое наклонное окно являлось неотъемлемой и отличительной чертой – архитектурной особенностью этого дома.
Следует отметить, что Алексей Кочешев, будучи выходцем из семьи купцов (его отцом был курганский купец Иван Иванович Кочешев), был увлечён фотографией задолго до описываемых событий.
В период с 1888 по 1891 годы Алексей Кочешев жил и работал в Екатеринбургском уезде. На Кушвинском заводе у него была фотостудия. Именно там он приобщился к фотографии, развил свои навыки и вырос до профессионального фотографа.
Позже, перебравшись в Курган, Алексей Кочешев оборудовал свою первую городскую фотостудию в доме своих дальних родственников – в доме купцов Меньщиковых. Этот дом располагался на углу Троицкой улицы и Троицкого переулка (ныне угол улиц Куйбышева и Ленина).
В этот период своей жизни Алексей Кочешев много путешествовал, перемещаясь по соседним регионам и много фотографировал. Был своего рода travel-фотографом, работающим в стиле пейзажной, а иногда и документальной фотографии. Особой популярностью у молодого фотографа пользовалась строящаяся Транссибирская железная дорога: паровозы, мосты, вокзалы и, непосредственно, сама железная дорога. Он очень любил эту тему и много фотографировал.
Фотографии строительства железнодорожного мостя в городе Ново-Николаевске (ныне Новосибирск) Томской губернии и момент прохождения по нему поезда, запечатленные в фотографиях Алексея Кочешева были признаны одними из лучших. А сам фотограф снискал себе славу настоящего мастера фотографического искусства. Этот период его жизни относится к 1894—1897 годам.
Вообще, фотографии на железнодорожную тематику были очень популярны и востребованы. Инфраструктура железной дороги на тот момент являла просто футуристические пейзажи. Одним из лучших сборников подобных фотографий был «Альбом видов Западно-Сибирской и Екатеринбурго-Челябинской железных дорог 1892—1896 годы».
Помимо железнодорожной тематики Алексей Кочешев активно снимал виды городов в которых бывал. Значительный пласт его работ, порядка 400 фотографий, был посвящён родному Кургану, а часть была посвящена городу Ялуторовск. Участвуя в различных фотографических выставках, его работы высоким жюри признавались одними из лучших. Так на проводимой сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Кургане в 1895 году Алексею Кочешеву была вручена заслуженная серебряная медаль. А уже на следующий год в Москве, на международной фотографической выставке, посвящённой 1-му съезду «русских деятелей по фотографическому делу» курганскому фотографу было вручено Похвальное письмо. В городских архивах до сих пор хранятся его работы, которые являют образы Кургана конца XIX – начала XX веков.
Летом 1891 года, после завершения строительства дома в Кургане, Алексей Кочешев, получив разрешение, начинает работать городским фотографом. Ему было суждено внести весомый вклад в развитие фотографии в городе и стать весьма известным фотографом. В то время производство фотографических работ требовало официального разрешения от местных органов самоуправления. Подобное разрешение это, своего рода, "лицензия" на выполнение данного конкретного вида работ. Такую "лицензию" курганский фотограф Алексей Кочешев получил 19 сентября 1891 года от губернатора Тобольской губернии.
Дом фотографа представлял собой типичный купеческий двухэтажный особняк, выполненный из камня и дерева. Первый и второй этажи соединяли две лестницы: парадная и чёрного хода. Строение архитектурно сочетало в себе черты классицизма и, популярного на тот момент русского стиля, разбавленного нотками барокко. Именно в воплощении русского стиля в городской архитектуре к тому моменту значительно преуспел архитектор Николай Юшков. Его титульным проектом стал Курганский Кафедральный собор святого благоверного князя Александра Невского (подробнее в «Курганский собор Александра Невского»)
Первый этаж дома фотографа Алексея Кочешева был выполнен из камня, а второй из дерева. Именно там, на втором этаже была оборудована фотостудия и шесть жилых комнат. В которых Алексей Кочешев почти полностью воссоздал интерьер и переместил мебель и всё убранство своего прежнего отчего дома. Который располагался в фамильном имении в селе Падеринское, Кетовский район (ныне не сохранилось).
Выстроенное здание являлось одним из красивейших строений города, обладало уникальной эстетикой и архитектурной самобытностью.
В незначительный период первых лет существования дома помещения Алексей Кочешев организовал в нём фотостудию, а остальные помещения сдавал в аренду. А чуть позже, прекратив сдачу помещений в аренду, он организовал на первом этаже своего дома магазин в котором продавал помимо фотоаппаратов и фотографических принадлежностей, писчие принадлежности, писчую бумагу, печатные машинки, горелки и прочие бытовые приспособления. Со временем в цокольном этаже он разместил типографию. Тем самым организовал целый кластер с полным технологическим процессом оказания фотографических и типографских услуг.
Вплоть до 1910 года Алексей Кочешев сам занимался фотографией, обработкой и печатью.
1905 год. Первая русская революция, «Кровавое воскресенье», статичные движения против монархии захлестнувшие всю страну, все сферы экономики, армию и флот. Все эти революционные настроения не могли остаться в стороне от интересов Алексея Кочешева. Судьбоносные исторические события увлекли фотографа, заставили быть сопричастным к изменению политического строя страны. Вовлечённый в протестное социальное движение, будучи человеком с активной социальной позицией, Алексей Кочешев организовал печать в своей типографии «Манифест о свободе».
А позже, в 1907 году организовал печать уже собственной газеты «Курганские известия». Это печатное издание отличалось откровенно антиправительственным уклоном и своим печатным слогом поддерживало революционные настроения в обществе. Городская полиция не раз выносила предупреждения и, в конечном итоге, в 1909 году с формулировкой "за антиправительственные материалы" газету «Курганские известия» закрывают с наложением штрафа на издателя в 500 рублей. Несмотря на это Алексей Кочешев продолжил выпуск своей газеты, но только под другим названием – «Курганский вестник». В итоге революционное печатное издание продолжило публиковаться.
В том же 1909 году из-под печатного станка типографии Алексея Кочешева вышло в свет ещё одно примечательное издание, посвящённое промышленности города Кургана и уезда. Это был справочник фирм, занимающихся производством и торговлей в городе и назывался «Адрес-календарь и справочная книга торгово-промышленных фирм г. Кургана и его уезда Тобольской губернии». Этот справочник сохранился и по сей день и является важным источником исторической информации того периода.
В 1910 году Алексей Кочешев приглашает к себе другого опытного курганского фотографа Владимира Алексеевича Карташёва. Он, будучи уроженцем Саранска Пензенской губернии, к этому моменту уже несколько лет жил и работал в Кургане. Так вместе, в творческом тандеме, они смогли проработать вплоть до Первой мировой войны. В это же время Алексей Кочешев избирается гласным городской Думы и параллельно занимается административными делами города.
В 1914 году начавшаяся Первая мировая война кардинально изменила уклад жизни как общества в целом, так и фотосалона Алексея Кочешева в частности. В обществе появилась острая потребность в массовой и недорогой фотографии. Алексей Кочешев смог вовремя перестроить свой бизнес и предложить растущему рынку недорогие услуги. Особой популярностью пользовались снимки всех отъезжающих на фронт. Для этих целей он оборудовал второй зал с отдельным входом, в котором призывники, военные, железнодорожники и учащиеся могли фотографироваться по более низким ценам.
Ближе к 1917 году, в угоду новым политическим веяниям, Алексей Кочешев закрывает свой магазин фотографических и писчебумажных принадлежностей. А веной 1917 года продаёт и свою типографию курганскому Товариществу издательского и печатного дела. Которое, всё в той же типографии, начинает печатать общественно-политическую газету «Курганское свободное слово». Но отголоски лихих событий революционного Петрограда докатились и до Кургана. И, 23 августа 1917 года, типография была разгромлена революционно настроенными пролетариями.
Позже, в 1918 году уже большевистская власть города обратила взоры на эту типографию. На базе уже имеющихся мощностей они организовали редакцию газеты «Известия» Курганского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Редактором издания стал большевик И.Я. Пуриц. Который был расстрелян белочехами 15 сентября 1918 года. Следует отметить, что благодаря деятельности именно этого большевика дом фотографа Кочешева стал объектом культурного наследия в советское время.
Все эти революционные годы Алексей Кочешев работал в своей фотостудии. На его глазах творились все эти бесчинства, погромы, национализация, борьба за власть, аресты и расстрелы. Он понимал всю трагичность и опасность момента. Ситуация для него усугублялось ещё и тем, что он по-прежнему являлся гласным городской Думы, т.е. представителем старой изжившей себя власти самодержавия. В новом мире ему не было места.
В период лихолетья 1918 года Алексей Кочешев сложил с себя полномочия гласного городской Думы и 16 июня 1918 года ушёл в отставку. А в канун начала гражданской войны он и вся его семья (супруга Вера Ивановна, три дочери и его сестра Параскева) перебрались в своё имение в село Падеринское. Это решение казалось весьма разумным и своевременным. Вовремя уехать подальше от кровавых событий гражданской братоубийственной войны и спасти свою семью – это разумно. А чуть позже, сам Алексей Кочешев уехал на пару лет в Томск.
За эти годы дом бывшего фотографа Кочешева советская власть национализировала. В 1919 году там было организовано фотоателье, а в 1920 году — типография.
Глава семьи вернулся в Курган уже после полного и окончательного установления советской власти. Свой дом в Кургане Алексей Кочешев обнаружил уже национализированным и опустошенным, а большую часть своих работ выброшенными. Подобная картина разрушения его прошлого, части его жизни, производила удручающее впечатление. Но жизнь продолжалась, необходимо было приспосабливаться к новым реалиям и как-то жить.
Через некоторое время Алексей Кочешев устраивается на работу на овощесушильный завод (бывший пивной завод Гампля). В конце 1920-х годов семья Кочешевых перебирается в Омск, а затем в Новосибирск. В Новосибирске, вплоть до 1933 года Алексей Кочешев работал мастером по ремонту павильонной аппаратуры.
После установления советской власти судьба дома стала развиваться параллельно судьбе своего хозяина. Но также трагично. Несмотря на проведённую национализацию и погромы, часть оборудования фотостудии и типографии оставались на месте. Существующее помещение фотоателье в 1925 году арендовал известный курганский фотограф советского времени Ипполит Михайлович Бабыкин. Позже именно он воссоздаст интерьер фотостудии Алексея Кочешева уже в своей фотостудии (ныне угол улиц Комсомольская и Куйбышева, 65). Которую расположит неподалёку, выполнит аналогичное наклонное окно и перенесёт туда оставшееся оборудование своего предшественника.
В дальнейшем судьба дома сложилась весьма печально. Будучи брошенной бесхозной постройкой здание очень быстро пришло в запустение. Поддерживать интерьер в должном техническом состоянии никто не стремился. Увядающие детали интерьера разрушались и демонтировались.
В результате дом был перестроен. Угловой вход заложен, огромное наклонное окно перестроено в обычную фасадную стену, а массивные фигурные ворота и угловой балкон демонтированы. Исчезло и декоративное убранство шатровое завершение кровли со шпилем.
В 1983 году была предпринята неудачная попытка передать это здание в фонд областного краеведческого музея для размещения в нём отдела истории советского общества и фондохранилища.
В настоящее время здание используется в качестве жилого дома.
Альбом фотографа А. Кочешева (Курган) Виды постройки Западно-Сибирской железной дороги
1894 год
Творчество Алексея Ивановича как фотографа, как художника, как творческого человека сохранилось и дошло до наших дней в виде альбома фотографий. Альбом посвящён актуальной на тот момент теме строительства Транссибирской железной дороги. Которая в 1891 году, взяв своё начало в Челябинске, уже в 1893 году на станции Шумиха, связала Челябинский и Курганский участки дорог в одно целое.
4 октября 1893 года (воскресенье) состоялось торжественное прибытие первого паровоза в Курган. Событие, ознаменовавшее новую эру железнодорожного сообщения в регионе.
Альбом видов Западно-Сибирской и Екатеринбурго-Челябинской железных дорог
1892—1896 годы
Во второй половине XIX века в Российской империи назрела необходимость в надёжном дорожном сообщении регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока — Империи были нужны дороги. Бурное экономическое развитие диктовало условия развития транспортной инфраструктуры: дорог, мостов, обустройства ремонтных центров и подготовки обслуживающего персонала. Гигантские территории требовали освоения. Для обеспечения логистики было принято решение о строительстве железной дороги. Это был грандиозный проект. Сибирская железная дорога должна была соединить Урал и Дальний Восток. Началом пути стал Челябинск.
В 1891 году указом императора Александра III было утверждено окончательное решение о начале строительства Великого Сибирского рельсового пути. Началось до сели невиданное по своему размаху строительство, ранее никогда не существовавшего рельсового пути — Транссибирской железной дороги.
Невиданные ранее инженерные сооружения, гигантские металлические мосты, причудливые, пышущие паром паровозы, заключавшие в своих топках мощь невиданной силы — всё это привлекало внимание общества, будоражило воображение. Модное и развивающееся к тому времени направление фотографии не могло обойти стороной такую колоритную железнодорожную тематику. Фотографы того времени очень любили снимать паровозы, мосты, вокзалы и рабочих. Такие фотографии вызывали неподдельный интерес и пользовались огромной популярностью. Многие фотографы объединяли свои работы в фотографические альбомы, демонстрируя их на различных выставках и конкурсах. Одним из таких альбомов был «Альбом видов Западно-Сибирской и Екатеринбурго-Челябинской железных дорог 1892—1896 гг».
Эти две железные дороги были составными участками Транссибирской железной дороги. Строились одновременно и соединял различные индустриальные центры Урала и Западной Сибири.