Введение
1893
Шёл напряжённый 1893 год. В лондонском Королевском институте Джеймс Дьюар демонстрирует сосуд для хранения сжиженных газов, Томас Эдисон открывает первую в мире киностудию, «Чёрная Мария», Рудольф Дизель получает патент на дизельную установку, Франция колонизирует Берег Слоновой Кости, а в Париже состоялся первый в мире сеанс стриптиза на сцене Мулен Руж.
Россия и Франция ратифицируют военную конвенцию 1892 года. Тем самым заканчивая юридическое оформление франко-русского союза. Газеты возводят это событие в ранг самого важного события года.
Между Россией и Германией разрастается таможенно-торговая война. Россия вводит двойной таможенный пошлины в отношении германского промышленного импорта. Это решение Министерства финансов России во главе с С.Ю. Витте объясняется отказом Берлина предоставить режим наибольшего благоприятствования для российского зернового экспорта в Германию.
В России в этот год рождается Владимир Владимирович Маяковский, русский советский поэт, художник, футурист, а в Китае — «великий кормчий» Мао Цзэдун.
Россия присоединяется к Метрической конвенции и занимает 4-е место в мире по добыче золота (добыча составила 17,7 % от всего мирового золота). С 1893 года в России начинается новый промышленный подъём. Сложное было время.
А в это время в Кургане начинается строительство новой Александровкой церкви.
Начало
1895
Дмитрий Смолин
XIX век ознаменовался стремительным экономическим развитием Российской Империи. Страна устремилась на восток. Для обеспечения растущих объёмов товарооборота и для переселения людей активно развивается железнодорожное сообщение — появляется Транссибирская железная дорога. А в городах, через которые она проходит начинается стремительный экономический рост, сопровождаемый притоком населения.
В сентябре 1893 года на станции Шумиха (ныне Курганская область) произошла стыковка Челябинского и Курганского участков. А уже к октябрю все было готово к пуску всего участка Челябинск – Курган.
4 октября 1893 года (воскресенье) состоялось торжественное прибытие первого паровоза в Курган. Событие, ознаменовавшее новую эру железнодорожного сообщения в регионе.
Проведение железной дороги ускорило рост (миграцию) населения Кургана. Население города росло и, вскоре, действующие церкви во время службы уже не вмещали всех желающих, священники не успевали совершать необходимые обряды крещения, венчания, отпевания и другие. Положение усугублял тот факт, что одна из двух действующих на тот момент Троицкая церковь находилась в капитальном ремонте (подробнее в «Возрождённая святыня»)
Стало очевидным, что городу перестало хватать двух приходских храмов, количество церквей необходимо было увеличивать.
В архивах сохранились путевые записки Преосвященного Юстина, который будучи в Кургане ещё в 1891 году отмечал о волеизъявлении прихожан строительства новой церкви.
«Курганцы изъявили мне желание выстроить кладбищенскую церковь, чтобы к ней приписать деревни, ныне причисленные к Собору и Троицкой церкви, которая в настоящее время капитально ремонтируется»
Преосвященный Юстин, 1891 год
Однако ещё 4-е года понадобилось для начала возведения церкви. Два знаковых события послужили началу строительства:
- Прибытие в Курган архиепископа Тобольского и Сибирского Агафангела;
- Смерть императора Александр III.
Первое событие дало толчок к началу финансирования проекта, а второе дало название проекту.
21 января 1895 года архиепископ Тобольский и Сибирский Агафангела прибывает в Курган. Местные купцы и промышленники, понимая, что наступает весьма подходящий момент для совместного принятия решения о возведении новой церкви, утраивают архиепископу должный приём. Местом проведения встречи был выбран дом, в котором проживал потомственный почётный гражданин города Кургана купец Дмитрий Иванович Смолин. От приглашения такого уважаемого человека Агафангел отказаться не смог и прибывает на встречу. И вот, за обедом, среди прочих обсуждаемых тем, исправник Иван Яковлевич Трофимов аргументирует архиепископу необходимость строительства новой церкви в городе. И в этом случае Агафангел отказать не смог. Он первым жертвует от себя 100 рублей. Следующим, на правах хозяина, Дмитрий Смолин вносит ещё 10 тысяч рублей, а затем и остальные гости стали вносить деньги. Братья Бакиновы внести по 2 тысячи рублей каждый, Ф.С. Березин — 1 тысячу рублей. В итоге, за вечер было собрано на строительство церкви 18 тысяч рублей. Узнав о сборе средств на благое дело горожане тоже стали вносить свои небольшие средства — от 3 до 10 рублей. Через некоторое время стало понятно, что собранных средств недостаточно и Дмитрий Смолин жертвует ещё одну окончательную сумму в 20 тысяч рублей. Чем закрывает общий дефицит бюджета проекта.
Незадолго до этого события, 1 ноября 1894 года, находясь на лечении в Крыму, в Ливадии император Александр III Александрович умирает от болезни почек. Причиной болезни многие относили к произошедшему крушению поезда в 1888 году, в результате которого государь чудом остался жив и, лично, поднимая крышу вагона, высвобождал свою семью. После этой трагедии «медвежье» здоровье Александр III было сильно подорвано. По случаю кончины императора новую церковь в Кургане решено было основать в его честь, как церковь во имя Святого благоверного князя Александра Невского.
Место расположения церкви предполагалось отвести на закрытом ещё в 1860 году кладбище. Планом предусматривалось в этом месте разбить сад и обустроить приходскую церковь. Оставалось только выбрать конкретное место. Вопрос был вынесен для решения на собрании городской думы.
Строительство
1902
Иван Трофимов
Проект храма подготовил курганский архитектор Николай Александрович Юшков, сын Александра Прокопьевича Юшкова — архитектора Троицкой церкви. Спонсировал строительство курганский купец Дмитрий Смолин, а менеджером и главным вдохновителем проекта стал курганский земский исправник Иван Трофимов.
В июле 1895 года городская дума вынесла решение о выделении земельного участка для строительства новой церкви на Конной площади, недалеко от уже закрытого кладбища.
6 марта 1896 года выдана храмозданная грамота.
2 июня 1896 года протоиереем Богородице-Рождественского собора Иоанном Волковым совершён Чин закладки камня в основании будущей церкви. Начало строительства.
Проектом предполагалось выполнить строительство церкви по классической трёхчастной схеме (подкупольное пространство, иконостас и алтарь), представляющей видение модели мироздания — как объединяющая идея Святой Троицы. Храмовый четверник предполагалось выполнить с пятигранной апсидой (небольшой выступ, примыкающий к основному объёму храма — алтарное пространство), дополненный колокольней. Кроме того, проектом предусматривалось обустроить трапезную и паперть с двумя боковыми помещениями. А фасад выполнить из кирпича. Архитектура собора вобрала в себя классические приёмы романского и византийского зодчество с оттенком «русского стиля». Именно период правления Александра III ознаменовал начало рождения российского самосознания в обществе, приведшее к появлению «русского стиля» в архитектуре.
Ровно тридцать лет и три года велось строительство храма. Новый городской храм сразу же пленил прихожан своей красотой и убранством. И ещё долгие годы считался самым красивым архитектурным строением города. По сей день собор Александра Невского считается объектом культурного наследия и памятником культурного зодчества.
«Здание церкви из красного кирпича возведено в одной связи с колокольнею. Внутри церковь весьма благолепна, украшена художественной стенною живописью, пол в ней из металлической плитки. Иконостас имел иконы высокой художественной работы и среди них изображение великого князя Александра Невского»
из акта страховой оценки церкви, 20 августа 1910 года
В 1898 году не дожив до момента открытия церкви, умирает Дмитрий Иванович Смолин. Его похоронят за алтарём строящейся церкви вместе со своей женой.
22 июня 1902 года завершение строительства. Епископ Тобольский и Сибирский Антоний проводит обряд освящения церкви.
Культурное наследие
1991
Памятник культурного зодчества
Послереволюционное время охарактеризовалось гонениями и упразднением всех религиозных учреждений. Богослужения прекратились, а помещения использовались во вне духовных целях.
23 октября 1929 года постановлением ВЦИК СССР церковь закрывается, богослужения прекращаются. В разное время в помещении церкви располагались сначала спортзал, потом факультет механизации Высшей партийной сельскохозяйственной школы, позже вещевой склад 32-го лыжного полка.
В 1951 года был образован Курганский областной краеведческий музей.
В 1957 году в алтарной части был создан планетарий, который дополнил экспозицию краеведческого музея.
Летом 1989 года здание храма передано Русской православной церкви. Началось возрождение духовного центра.
6 декабря 1991 года было проведено первое богослужение в возвращенной церкви.
Реконструкция храма выполнялась за счёт средств АО «Корвет»
В 1993 году образована Курганская епархия, и собор получил статус «кафедрального».
В 1995 году исполнен иконостас по образу и подобию Архангельского собора московского Кремля
7 сентября 2009 года собору передан ковчег с мощами святого Александра Невского.
Святыни
2021
Душа храма
Старинный кафедральный собор города наполнен святынями и мощами древних святых. В ковчегах содержатся мощи:
- святого благоверного князя Александра Невского;
- святого Николая Угодника;
- святого Димитрия Ростовского;
- священного исповедника Агафангела;
- преподобного Авраамия;
- священного мученика Харлампия;
- мученика Трифона;
- праведного Иоанна Русского.
А также старинные иконы:
- Богородицы «Целительница»;
- Божьей Матери «Скоропослушница»;
- целителя Пантелеимона;
- Спаса Нерукотворного;
- великомученицы Параскевы Пятницы.
И образы Богородицы:
- Августовская — в честь чудесного явления Божьей Матери русским воинам в районе польского города Августово в годы Первой мировой войны;
- Казанская Чимеевская — главная святыня Зауралья.
Кафедральный собор Александра Невского является жемчужиной архитектурного ансамбля города наряду с другим кафедральным собором — Богоявленским (подробнее в «Курганский Богоявленский собор»)
Пронеся сквозь века истинную веру, выраженную в изящных архитектурных формах, главный кафедральный собор стал достоянием культурного наследия страны, объединяя традиции многовековой религии и современного социума