Встречается часто и ни к чему не приводит. Приведу несколько примеров.
Я как всадник вышла из так называемых школ так называемых тренеров, которые считали, что лошадь надо подавить. Прижать к стенке. Морить голодом и конечно же бить. Бить за любое неповиновение. И лошади эти меня роняли, били по мне тоже, и я их била потому что они угрожали моей жизни вообще-то. А они считали, что это я угрожала их. Потом, лет в свои 15, я прочитала книгу Линды Теллингтон Джонс "Обучение прикосновением". Поехала на все лето в Тверскую область и приручила дикий табун лошадей с кобылами, жеребятами и одним жеребцом. Их не надо было бить, только разговаривать и иногда на чём-то настаивать. Но сейчас я не об этом. Лошади в целом - существа импульсивные и часто нас пугают. И так же часто ведут себя не так как мы бы хотели, потому что они пугливые, не совсем умные, и вообще-то дети. Их главная штука в жизни - игра. И доминирование. Они прекрасно обучаются через игру и не любят монотонности. Им нужно обозначать свои границы, но делать это не вставая в позу инквизитора, а тихо, но вовремя, оьозначая что им нельзя. Про способы призвать животное к порядку можно говорить долго. Эта статья о том, как не навредить.
Это только кажется, что они большие и много понимают. И даже знают что делают. Это только кажется, что они вредничают и специально шарахаются в стороны. Они действительно пугаются. Они действительно вдруг замечают странный предмет и перестают слышать всадника. Им действительно сложно гнуться, вовремя отвечать на средства управления и прыгать эти странные барьеры. Задача хорошего всадника - подводить лошадь к более сложным задачам постепенно и давать время подумать.
Пример: лошадь всегда хорошо заходила в коневоз. Но в один день уезжая с соревнований домой, коневоз встал на наклоне. И заходить было не так удобно. Лошадь задумалась и попыталась отойти назад. Коневозчик на автомате дал ей сзади хлыста. Лошадь испугалась, прыгнула в сторону, протащила коновода по асфальту и с тех пор её очень сложно погрузить. С прохода и под седацией. Другой пример: лошадь очень активно заходила на кавалетти. Вырывала повод из рук, сталкивала выводчика. Как следствие плохо попадала, потому что шла слишком широко. Выводчик решил один раз осадить поводом порезче. Чтобы мол "думал в следующий раз". Следствие: лошадь стала бояться кавалетти и корды с рукой! С тех пор очень сложно ловить эту лошадь со свободы, шарахается левой руки. В тот день допрыгать не получилось. Лошадь вырвалась и потом не ловилась 40 минут! С кавалетти было покончено.
Пример: лошадь "врала" задом на менке. Всадник решил продвинуть с хлыста вперёд чтобы зад сработал лучше. Следствие: у лошади крепко засела в голове диагональ манежа и боль. С тех пор каждый раз выходя на диагональ он вырывался вперёд и уже ни о каких менках речи не было. Починилось это через год! И только менками по стенке.
Они учатся - так надо дать им возможность учиться. Они не понимают - дождитесь когда они поймут. Они очень быстро учатся плохому и делают выводы вовсе не о том, как мы бы хотели. Никакая агрессия с лошадьми, даже самая незначительная, не приведёт ни к чему кроме зажатости или даже паники и попыток к бегству. Лошадь должна видеть в человеке каменную стену за которой ей, лошади, будет спокойно. И да, она бывает чудит, и тогда ей нужно показать что она не права. Но не нападать и не казнить. Я вышла из школ, в которых казнили. И честно признаться, и после иногда применяла эти инквизиторские приёмы на вроде "ну ка я щас тебе". Кроме вымещения собственного бессилия, это никак не работает! И я не знаю учителей лучше чем лошади, которые способны показать все ничтожество человека и в то же время все его мудрое величие. Они всю жизнь учат меня не опускать руки когда кажется что все идёт к чертям. Они учат меня держать свои эмоции под контролем и всегда помнить, что это не в них, а во мне причина. И когда я соображаю поменять формулировку просьбы, подход, или просто перенести тренировку на другое время - все идёт как нельзя лучше.