Каждый год с интересом ожидаешь нового лауреата Нобелевской премии по литературе. В моем понимании литературная Нобелевская премия, это тот маяк, тот эталон, к которому должен стремиться любой писатель. Вспомните таких гигантов литературного слова, как М. Шолохов, А. Солженицын и Дж. Стейнбек (я много писал о книгах Стейнбека на канале.), И. Бунин. Среди современных писателей можно отметить Ольгу Токарчук (здесь и здесь писал о её книгах), Светлану Алексеевич и многих других. Их всех объединяет одно, они интересно пишут. Над книгами этих авторов хочется размышлять, дискутировать.
И вот в 2023 году лауреатом Нобелевской премии по литературе стал известный норвежский писатель и драматург Юн Фоссе. Причем, премию дали за «новаторские пьесы и прозу, которые выражают невыразимое». Вот так: ни больше – ни меньше. Признаюсь, я напрягся. Опять Нобелевский комитет пустился в изыскания чего-то необычного. Но я, как читатель, жду добротного произведения, где была бы своя мысль, духовность и нравственность. Все критики, которых читал, умиляются по поводу потока сознания, так ярко выраженного в произведениях Юн Фоссе. А что еще, кроме потока сознания? Как потом оказалось, ничего. Нужно быть очень большим специалистом в области литературных жанров, чтобы восхититься новаторствам Юна Фоссе. У него очень много произведений, многие из них переведены на все языки мира. Я смог достать его аудиокнигу «Трилогия». Стал слушать… и мало, что понял. Самый банальный и простецкий сюжет. Двое влюбленных в маленьком городе не могут найти себе жильё, родственники их не пускают к себе. Ситуация осложняется тем, что юная особа вот-вот должна рожать. Они принимают решение уехать в другой город. Вся первая книга «Без сна» этой трилогии о том, как им отказывают в жилье, на улице поздний осенний вечер. Наконец, они силой занимают какую-то комнату, молодой человек ищет бабку повитуху и юная особа рожает мальчика. Всё, это - весь сюжет. Во второй книге «Сны Улава» трилогии рассказ и толкование сна главного героя. Тоже, как говорится, на любителя. В третьей книге «Вечерняя вязь» какие-то переживания главных героев. Однако, стиль у автора очень необычен. Своим построением фраз, Юн Фоссе гипнотизирует читателя.
«Ты устала, говорит Асле
Да, отвечает Алида
Ты спала, говорит он
Кажись, говорит она
а он все стоит на полу, под скошенным потолком
Иди сюда, говорит она
и протягивает к нему руки
Скоро нам уезжать, говорит он
Но куда, говорит она
В Бьёргвин, отвечает он
А как, говорит она
Под парусами, говорит он
Тогда нам нужна лодка, говорит она
С лодкой я все устроил, говорит Асле
Только сперва отдохни немножко, говорит она
Ладно, немножко, говорит он
Тогда и одежда пускай чуток подсохнет, говорит он»
Обратите внимание, прямая речь или диалоги не оформлены согласно правилам русского языка. Это - новация, это – поток сознания. После прослушивания этой книге в мозгу еще долго будет тюкать «Говорит она – говорит он».
Может это и есть поток сознания, когда текст, как единое полотно, как бой барабана, как некий ритм, кружащий в твоем подсознании? В конце подобных форм само собой возникает естественный вопрос: ну и что? Дальше-то, что? Этот словесный понос, ой, простите, поток, к чему выносит наше сознание? Трогает ли он струны нашей души? Или как в известном месте, дернул рычаг сливного бочка и забыл про поток. Я действительно, встал в тупик. Писать о книге Юна Фоссе «Трилогия» мне было решительно нечего. Конечно, об этой книге много восторженных слов различных критиков. Но все они не сколько о содержании книг, сколько о её новаторстве, о пресловутом потоке сознания. Мне показалось, что критики соревновались в изысканности и витиеватости формулировок. Кстати, в издательстве «АСС» вышла книга пьес Юна Фоссе. Но насколько я мог понять, у российского зрителя пьесы Юна Фоссе не вызвали особого интереса.
Сама книга Юна Фоссе «Трилогия» невелика. С моей точки зрения, она еще и ни о чем. В противовес, допустим, крохоткам лауреата Нобелевской премии Солженицына. В миниатюрных рассказах (крохотках) Александр Исаевич вместил всю философию судьбы, всю боль нашего народа. Каждая крохотка – своеобразная жемчужина литературного слова. Здесь я писал о крохотках Солженицына.
Или взять творчество недавнего лауреата Нобелевской премии польской писательницы Ольги Токарчук. Премию ей вручили с несколько необычной формулировкой — «за повествовательное воображение, которое с энциклопедической точностью представляет пересечение границ как форму жизни». Но на деле Токарчук в своих работах сочетает удивительную ясность повествования с невероятной осязательностью стиля. Грубо говоря, она прекрасно пишет, не забывая при этом рассказывать историю.
Но вернёмся к Юну Фоссе. Всё же не будем забывать, что он норвежский писатель и драматург, достояние культурного наследия своей страны, так о нём пишут в скандинавских странах. И он описывает кругозор жителей маленьких городов Норвегии. Их заботы, тревоги и мысли порой не дальше забора соседского дома. В России же широта духовности, жизненный интерес, душевные переживания простираются, по меньшей мере, на широту нашей матушки-России. Проще говоря, менталитет у нас с Норвегией абсолютно разный. Нам подавай вселенную Достоевского, размах Есенина, глубину Тургенева, скорбь Бондарева. Мы – большие и страна у нас великая.
Конечно, эстеты мне возразят, что, мол, Юна Фоссе узнаешь по почерку, минималистичному стилю, рефренам, отсылающим нас к другому виду искусства – песне. Гибкость и пластичность текстов таковы, что их можно сыграть, прочитать про себя или поставить на сцене с разной интонацией, чем и пользуются режиссеры и чем особенно доволен сам Юн Фоссе. И дай Бог, чтобы я в оценке творчества Юна Фоссе ошибался. Прекрасно, если книги Фоссе кому-то понравятся. Но для меня его книга «Трилогия» не что иное как пустота.
Писатель в интервью Афише Daily (и не только) сравнивал свои тексты с музыкой, говорил о том, что его пьесы «устроены как мелодии, которые можно играть в стиле джаз, в стиле рок и еще в тысяче музыкальных жанров». Но я не эстет, я простой русский читатель, мне нужна широта, духовность , конечно же, сюжет.
Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал