Найти в Дзене
Школа Жизни

Икона в доме: какую купить и для чего? – Казанская, Смоленская, Владимирская иконы Богородицы. Почему их особо чтят на Руси?

Оглавление
   Казанская, Смоленская, Владимирская иконы Богородицы. Почему их особо чтят на Руси? Фото: Depositphotos
Казанская, Смоленская, Владимирская иконы Богородицы. Почему их особо чтят на Руси? Фото: Depositphotos

Если зайти в православный храм, то первое, что мы отметим в его убранстве, это иконы — изображения христианских святых или сцены из Нового или Ветхого заветов. На Руси сложилась традиция особого отношения к иконам, на которых изображена Богородица. Они носят разные названия, связанные чаще всего с местом их явления или хранения.

В чем же причина особого отношения к Божией Матери? И почему иконы Казанской, Смоленской и Владимирской Божией Матери снискали особое почитание у православных россиян?

Слово «икона» происходит от древнегреческого слова ейкон/ εἰκών eikốn — в значении «образ», слово, в свою очередь, образовано от древнегреческого глагола eikô - «быть похожим».

Богословы и религиозные философы, рассматривая такое явление, как икона, признавали его глубину и неоднозначность при кажущейся простоте и даже, возможно, примитивизме изображения.

В Ветхом завете было запрещено создание изображений как видимых объектов поклонения, о чем говорилось во второй заповеди Декалога. Но уже в собственно христианские времена изображения стали вводиться в религиозную практику — это христианские символы на стенах катакомб, когда первые гонимые христиане тайно исповедовали свою веру.

Иконы, появившиеся в религиозной практике, какое-то время отвергались иконоборцами, однако VII Вселенский Собор, состоявшийся в 787 году, принял догмат об иконопочитании. С тех пор иконы стали свободно применяться в богослужении.

   Седьмой Вселенский собор (икона XVII века, Новодевичий монастырь) Фото: общественное достояние
Седьмой Вселенский собор (икона XVII века, Новодевичий монастырь) Фото: общественное достояние

Есть особый символический язык икон — язык красок, язык изображаемых жестов. Икона не является картиной или простой иллюстрацией библейского сюжета. Зерно феномена иконы лежит в единстве образа и первообраза. Образ — это само изображение, наглядное и в то же время символичное, а первообраз — эта та духовная субстанция, которая стоит за образом.

Чтобы понять природу особого отношения русских православных христиан к Богородице, надо осознать, кем прежде всего виделась им Дева Мария. Она прежде всего — мать Богомладенца. И у Божией Матери, как и у своей матери, человек ищет заступничества, понимания и прощения. А Иисус Христос, как любящий сын, будет готов исполнить то, о чем просит его Богородица. «Заступница», «защитница», «спасительница» — так именуется Божия Матерь в обращенных к ней молитвах.

Почитание Богоматери совершается в первую очередь через иконы. Только в церковном календаре числится около трехсот богородичных икон. Но особое место среди них занимают Казанская, Смоленская и Владимирская иконы Божьей Матери. Это связано с явлением великой духовной поддержки, когда сильнейшие исторические кризисы разрешались в пользу русского народа.

Смоленская икона

Такой тип образа, как на Смоленской иконе Богородицы, называют еще Одигитрией (Путеводительницей). Икона пришла на Русь из Греции.

   Смоленская икона Божией Матери Фото: Дионисий, 1482 г., общественное достояние
Смоленская икона Божией Матери Фото: Дионисий, 1482 г., общественное достояние

По преданию император Константин благословил этой иконой брак своей дочери Анны с черниговским князем Всеволодом Ярославичем. Владимир Мономах, сын Всеволода, перенес икону из Чернигова в Смоленск и поместил ее в соборном храме Успения Богородицы. Там икона стала именоваться Смоленской.

В 1239 году после молитвенного обращения народа к Богородице случилось избавление Смоленска от набега отряда хана Батыя: объективно силы были на стороне хана, но татары так и не напали на город.

Не раз Смоленскую икону привозили в Москву. Икона была вынесена перед русским войском в 1812 году накануне Бородинской битвы. Перед занятием Москвы французами Смоленскую икону перенесли в Ярославль и после окончательной победы вернули в Смоленск. Это одна из древнейших богородичных икон на Руси.

Казанская икона

Казанской Божией Матерью икона именуется, так как была явлена в Казани. Есть предание о ее обретении на пепелище дома одного из стрельцов после большого пожара. На месте обретения иконы в 1579 царь Иоанн Грозный основал Богородицкий монастырь, там и хранился образ.

Через 33 года после обретения, в период Смутного времени, икона явила свою помощь. Список (копия) иконы был у князя Дмитрия Пожарского, и именно с ним ополчению удалось изгнать польских захватчиков из Москвы.

   Казанская икона Пресвятой Божией Матери Фото: общественное достояние
Казанская икона Пресвятой Божией Матери Фото: общественное достояние

В 1709 году во время Полтавской битвы список Казанской иконы (Каплуновская икона) находился на поле боя. Ею благословлялось русское войско в 1812 году, сам Михаил Илларионович Кутузов молился перед образом о спасении России.

С Казанской иконой связана оборона Ленинграда. Обессиленные осадой жители совершили крестный ход с иконой Казанской Богородицы. Воины молились у Казанского образа перед Сталинградской битвой, икона была на передовой во время штурма Кенигсберга.

Владимирская Божия Матерь

Древний оригинал иконы хранится в Москве, в Третьяковской галерее, в храме-музее Святителя Николая. Изначально он находился в Иерусалиме, по преданию этот образ создал апостол Лука, видевший живую Деву Марию.

В V веке образ перевезли в Константинополь. И в начале XII века патриарх Константинополя подарил икону князю Мстиславу. На Руси местом ее хранения стал сначала Вышегорский монастырь рядом с Киевом. Позже по чудесному волеизъявлению икона избрала местом своего пребывания город Владимир.

   Владимирская икона Божией Матери Фото: общественное достояние
Владимирская икона Божией Матери Фото: общественное достояние

Особо мощно икона явила свою помощь в спасении Москвы от Тамерлана и при так называемом стоянии на Угре, в 1480 г.

Перед иконой Владимирской Божией Матери в Успенском соборе Кремля помазывали государей на царство и совершали избрание патриархов.

Тип силуэта Богоматери, держащей на руках младенца-Христа, по-гречески называется «елеуса», что означает — милующая. На иконе Богородица прижалась своей щекой к щеке сына, этот жест безграничной любви выражает всю суть отношения Божией Матери к Богомладенцу и глубже — суть отношения ко всем людям.

Праздники в честь этих икон совершаются:

  • В честь Казанской иконы — 21 июля (8 июля по старому стилю), 4 ноября (22 октября).
  • День Смоленской иконы празднуется 10 августа (28 июля).
  • Икону Владимирской Божией Матери чествуют 3 июня (21 мая), 6 июля (23 июня) и 8 сентября (26 августа).

Автор — Ира Марит

Источник — ШколаЖизни.ру