Меняется многое в жизни с годами. Нередко пользуюсь 13-м трамвайным маршрутом города, в наши дни он является одним из основных и востребованных маршрутов. Более того, помимо 10 маршрута, именно на 13-й выпускается несколько новых трамвайных вагонов "Львенок" 71-911ЕМ, а до этого на маршруте активно эксплуатировались трамваи вагоны модели 71-407.
Еще из интересного, протяженность 13 маршрута составляет в настоящее время 16 км и он является самым протяженным в Туле.
Маршрут в наши дни связывает район стадиона "Металлург" Пролетарского района города Тулы с Менделеевском поселке на юге города (Центральный район). За свою историю маршрут несколько раз менял маршрут в рамках основной трассы, то продлялся, то укорачивался.
Открыто 13-й маршрут был в 1976 году. Тогда он связал стадион "Металлург" (Криволучье) с Пединститутом, где тогда разворачивались в южной части города почти все маршруты, кроме 14, который сразу пошел до Подземгаза (современная конечная Менделеевский поселок). В 1980 году все маршруты в южной части Тулы пошли до Менделеевского поселка, включая и 13-й, кольцо возле Пединститута было ликвидировано. В 1992 году маршрут был укорочен и пошел по схеме стадион "Металлург" - Красный Перекоп, при этом, как минимум осенью 1992 года несколько утренних рейсов следовало до Менделеевского поселка. Ориентировочно в 1992 -1993 годах маршрут был ликвидирован. 13-й стал первым маршрутом, закрытым после распада СССР.
Вновь маршрут был возрожден в 2007 году по укороченной схеме стадион "Металлург" - Красный Перекоп. Дело в том, что тогда все трамваи были сосредоточены в одном депо, а многие водители жили в районе бывшего первого депо, поэтому был организован данный маршрут. С 2015 года 13-й маршрут вновь работает по своей длинной трассе от стадиона "Металлург" до Менделеевского поселка.
Изначально маршрут был дополнительным, в основном работал в часы-пик, имел большие интервалы, в иные годы более часа, на него выпускалось буквально несколько поездов. Однако в последние годы это один из ключевых маршрутов Тулы с большим по современным меркам выпуском.
С открытия маршрут некоторое время обслуживался первым депо. Когда он был передан Криволучью сложно сказать, история это не сохранила для нас. Если брать 1980-е годы, то до закрытия маршрута в начале 1990-х годов его обслуживало второе депо Криволучье и это был один из немногих маршрутов в южной части города, который обслуживало Криволучье, а в какие-то годы и единственный. Тогда на нем работали вагоны "Татра" Т-3, причем часто двухдверные и какие старее. В 1991 году раз наблюдал на 13-м несколько дней одиночный вагон Т-6В5, его прицепной вагон находился на тот момент на ремонте. В 1991 году маршрут встречался в утренние и вечерние часы пик и работали трамваи весьма интересно, практически друг за другой пройдут два поезда, через какой-то промежуток еще один и потом вагонов 13-го маршрута долго не было. После возобновления маршрута в 2007 году на нем стали работать все типы тульских трамваев. В наши дни среди прочего, на 13-м маршруте работает несколько новых трамваев "Львенок" 71-911ЕМ.
Вот так за десятилетия маршрут смог превратиться из малодеятельного в один из самых востребованных с большим выпуском, при этом имея даже перерывы в работе.
Канал "ПАНТОГРАФ".
Наша группа в ВК:
ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки
Другие материалы канала: