Времена меняются, на смену старого приходит новое. И этот процесс продолжается до сих пор. Вначале нам интересно новое, мы бежим прокатиться на новом трамвае или автобусе, а потом, когда старого почти не остается, с радостью залезаем проехать в одном из последних вагонов данной серии, а потом ностальгически вспоминаем о них.
Начнем наш обзор с конца. В этой части коснемся трамвайных вагонов, которых в пассажирском движении уже не встретить на наших улицах, а иных серий вообще физически не существует.
Последней моделью, ушедшей с городских улиц стали легендарные чехословацкие вагоны "Татра" Т-3. Последние вагоны данной серии были списаны с пассажирской работы в сентябре 2017 года. То есть уже почти четыре года прошло с той поры, как легендарные "тройки" покинули улицы Тулы.
При этом отдельно отметим следующее. Трехдверные вагоны Т-3 эксплуатировались с 1978 по 2017 год, двухдверные вагоны с 1965 по 2012 год. Помимо модели Т-3SU в Тулу в 2005 году поступило 10 составов из модернизированных "Татр" Т-3 из Германии. Изначально они имели серию Т-3D, но после модернизации состав состоял из моторного вагона с кабиной и пультом управления (серия Т-3DC1) и активного прицепа, т.е. моторного вагона в котором была удалена кабина, а вместо штатного пульта управления был упрощенный маневровый (серия Т-3DC2). В данных вагонах было не только установлено новое электрооборудование, но и существенно обновлен интерьер салона. установлены удобные сидения, использована современная отделка. Указанные трамваи можно было назвать самыми комфортными из всех высокопольных вагонов Тулы. Годы работа 2005 - 2017. В Днепропетровске (Днепр) подобные вагоны до сих пор находятся в работе.
Если брать модель трамвая Т-3, то в Туле остался лишь один музейный двухдверный вагон и некоторое количество служебных трамваев, переоборудованных как из двухдверных, так и трехдверных Т-3. Все, остальные вагоны были утилизированы. Из вагонов серии Т-3DC1/Т-3DC2 до наших дней не сохранился ни один.
Усть-Катавские вагоны модели 71-608К. Всего было 26 трамваев данной серии. Первые поступили в конце 1992 года, еще 20 пришло в первой половине 1993 года. Это была крупная поставка трамваев. Дело в том, что в те годы рухнул социалистический лагерь и СССР, централизованные поставки вагонов из Чехословакии были прекращены, а за новые трамваи чехи стали требовать валюту, которой катастрофически не хватало в те годы. В итоге выбор пал на отечественный Усть-Катавский завод.
Вагоны серии 71-608К не прижились в Туле. Первый трамвай был списан уже в середине 1994 года, т.е. фактически через год после получения. Остальные трамваи данной серии тоже достаточно быстро сошли с маршрутов, в основном они были списаны на рубеже 90/00 годов. Дольше всего проработал поезд 22-21, который был списан в 2009 году. Годы работы серии 1992 - 2009. На текущий момент сохранился один вагон. переоборудованный в служебный под номером СП-5.
Другие серии трамваев ушли с городских улиц в более далекие времена, так что далеко не все из жителей города их застали.
В городе Туле за всю историю местного трамвая работал лишь единственный тип сочлененного трамвая, состоящий из двух секций, с "гармошкой" - чехословацкий вагон К-2SU. Полагаю, ныне мало уже кто помнит об этой серии. Но они остались запечатлены на исторических фотографиях города. Трамваи данной серии в СССР не прижились из-за проблем со средней тележкой, правда исключением стал Харьков, а в самой Чехии они работают до сих пор. пусть хоть и проходившие модернизацию. Годы работы 1969 - 1977.
До 1975 года включительно в городе курсировали двухосные трамваи, причем эра четырехосных вагонов началась с 1965 года, когда поступили первые трамваи серии Т-3. Фактически за 10 лет тогда удалось полностью заменить парк. а также существенно его увеличить. были ведь времена.
Усть-катавские моторные и прицепные трамваи первой модели проработали на тульских улицах с 1950 по 1975 годы. Последние из них обслуживали косогорский 4 маршрут. С 1961 по 1974 год работали вагоны модели КТМ2+КТП2. Вагоны данных серий были двухосными, но имели цельнометаллические кузова.
С 1930 по 1969 год работали двухосные моторные трамваи серии Х с прицепными М. В настоящее время в качестве музейного сохраняется моторный вагон Х. С 1952 по 1969 год в Туле работали трамваи серии МС, изготовленные в довоенные годы в Ленинграде и переданные в Тулу из города на Неве.
Открывали трамвайное движение в Туле подержанные вагоны серии Ф из Москвы и Brush из Ленинграда. Данные трамваи работали с 1927 года, а были выведены из эксплуатации в городе в период 1929 - 1949 годов. В частности, имеется информация. что часть из них была возвращена назад.
Канал "ПАНТОГРАФ". Фото автора, из коллекции автора, свободного доступа сети "Интернет".
Другие материалы канала о транспорте Тулы:
Приглашаю на очередную прогулку по старой Туле на старых трамваях
Как ходил тульский трамвай 30 лет назад
Как ходил тульский троллейбус 30 лет назад