Найти в Дзене
Сайт Авиационной Истории

Памятник Ту-104Б СССР-42508 в Оренбурге

В городе Оренбург в парке Зауральная роща несколько лет простоял памятник первому отечественному реактивному пассажирскому самолету Ту-104. Как реактивный первенец попал на Южный Урал в Оренбургские степи будет мой сегодняшний рассказ. Самолет Ту-104Б СССР-42508 с заводским номером 022001 был выпущен на авиазаводе №22 в городе Казань в декабре 1960 года. Это был последний выпущенный Ту-104. Самолет имел пассажирский салон на 100 мест. 16 января 1961 года авиалайнер поступил в Московское управление транспортной авиации ГВФ, где базировался во Внукововском аэропорту. 19 июня 1961 года этот Ту-104 был зарегистрирован в Государственном реестре ВС СССР, где ему был присвоен опознавательный знак СССР-42508. 18 января 1961 года самолет был передан в правительственный 235 ОАО, который базировался также в аэропорту Внуково. Во время службы в правительственном авиаотряде Ту-104 попал в кадры документального кинофильма «Look at Life: City of the Air», вышедшего в 1964 году. Во время службы в прав

В городе Оренбург в парке Зауральная роща несколько лет простоял памятник первому отечественному реактивному пассажирскому самолету Ту-104. Как реактивный первенец попал на Южный Урал в Оренбургские степи будет мой сегодняшний рассказ.

Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща. Фотография © С.И. Матрашкин
Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща. Фотография © С.И. Матрашкин

Самолет Ту-104Б СССР-42508 с заводским номером 022001 был выпущен на авиазаводе №22 в городе Казань в декабре 1960 года. Это был последний выпущенный Ту-104. Самолет имел пассажирский салон на 100 мест. 16 января 1961 года авиалайнер поступил в Московское управление транспортной авиации ГВФ, где базировался во Внукововском аэропорту. 19 июня 1961 года этот Ту-104 был зарегистрирован в Государственном реестре ВС СССР, где ему был присвоен опознавательный знак СССР-42508.

Ту-104Б СССР-42508
Ту-104Б СССР-42508

18 января 1961 года самолет был передан в правительственный 235 ОАО, который базировался также в аэропорту Внуково. Во время службы в правительственном авиаотряде Ту-104 попал в кадры документального кинофильма «Look at Life: City of the Air», вышедшего в 1964 году.

Ту-104Б СССР-42508, кадр из документального фильма «Look at Life: City of the Air»
Ту-104Б СССР-42508, кадр из документального фильма «Look at Life: City of the Air»

Во время службы в правительственном отряде наш Ту-104 возил знаменитых на весь мир пассажиров. Так 11 июля 1957 года именно на Ту-104Б СССР-42508, по приглашению генерального секретаря Объединенного профсоюза литейщиков Великобритании Дэйва Ламберта, в Лондонский аэропорт Хитроу с официальным визитом прибыл первый космонавт в мире Ю.А. Гагарин. Вместе с Ю.А. Гагариным в Лондон на Ту-104Б СССР-42508 прибыли руководитель подготовки первых Советских космонавтов Н.П. Каманин и специальный военный корреспондент Н.Н. Денисов.

Ту-104Б СССР-42508 Лондон, Хитроу, 11 июля 1961 года
Ту-104Б СССР-42508 Лондон, Хитроу, 11 июля 1961 года

11 июля Гагарин знакомился с Лондоном. 12 июля Гагарин слетал в Манчестер. 13 июля посетил Тауэр, Британскую академию наук – Лондонское королевское общество и премьер-министра Великобритании Гарольда Макмиллана в его временной резиденции – Адмиралтейском доме. 14 июля завтракал с королевой Великобритании Елизаветой II в Букингемском дворце, посетил Хайгейтское кладбище и возложил венок на могилу Карла Маркса. 15 июля Гагарин вернулся в Москву.

Ю.А. Гагарин в Лондоне в аэропорту Хитроу, 11 июля 1961 года. На заднем плане виден Ту-104Б СССР-42508
Ю.А. Гагарин в Лондоне в аэропорту Хитроу, 11 июля 1961 года. На заднем плане виден Ту-104Б СССР-42508

В 1963 году состоялся визит Фиделя Кастро в Свердловск, 13 мая он прибыл в Кольцово на самолете Ил-18В СССР-75763, где выступил у трапа самолета. На фотографию с выступлением Фиделя Кастро попал и наш самолет Ту-104Б СССР-42508. Именно из-за этой фотографии родились слухи о том, что в Кольцово Кастро прилетал на Ту-104Б СССР-42508, что не верно. В действительности наш Ту-104Б привез в Свердловск одних из высоких гостей к встрече команданте.

Прибытие Фиделя Кастро в Свердловск в Кольцово на самолете Ил-18В СССР-75763, 13 мая 1963 года. Фотография © из фондов Свердловского областного краеведческого музея
Прибытие Фиделя Кастро в Свердловск в Кольцово на самолете Ил-18В СССР-75763, 13 мая 1963 года. Фотография © из фондов Свердловского областного краеведческого музея
Прибытие Фиделя Кастро в Свердловск в Кольцово на самолете Ил-18В СССР-75763, 13 мая 1963 года. Фотография © из фондов Свердловского областного краеведческого музея
Прибытие Фиделя Кастро в Свердловск в Кольцово на самолете Ил-18В СССР-75763, 13 мая 1963 года. Фотография © из фондов Свердловского областного краеведческого музея
Выступление Фиделя Кастро в Свердловском аэропорту Кольцово, 13 мая 1963 года. На заднем плане виден Ту-104Б СССР-42508. Фотография © Анатолий Грахов, Госархив Свердловской области
Выступление Фиделя Кастро в Свердловском аэропорту Кольцово, 13 мая 1963 года. На заднем плане виден Ту-104Б СССР-42508. Фотография © Анатолий Грахов, Госархив Свердловской области

1 января 1965 года авиалайнер передали в Транспортное управление международных воздушных линий (ТУМВЛ) в Шереметьево (с 1971 года ЦУМВС), где он вышел на международные воздушные сообщения.

Ту-104Б СССР-42508 ГДР, Берлин, Шенефельд
Ту-104Б СССР-42508 ГДР, Берлин, Шенефельд
Ту-104Б СССР-42508 ГДР, Берлин, Шенефельд
Ту-104Б СССР-42508 ГДР, Берлин, Шенефельд
Ту-104Б СССР-42508 ГДР, Берлин, Шенефельд
Ту-104Б СССР-42508 ГДР, Берлин, Шенефельд

На международных авиалиниях самолет пролетал до 1974 года, пока не был передан в Украинское управление гражданской авиации. На Украине Ту-104 базировался в Одессе и эксплуатировался в 90 летном отряде. В 1975-1976 году лайнер при очередном капитальном ремонте был окрашен в новую цветовую схему Аэрофлота образца 1974 года.

В Одесском авиаотряде не обошлось без авиационных происшествий, так днем 20 мая 1976 года при выполнении учебных полетов по кругу с пилотами-слушателями по программе ШВЛП ГА и при заходе на посадку в аэропорту Одесса совершил грубую посадку с перегрузкой за 74 метра до взлетно-посадочной полосы. Ту-104Б СССР-42508 получил серьезные повреждения шасси.

Инцидент произошел из-за того, что пилот-инструктор УТО №8 В.В. Лавриченко вместо увеличения мощности двигателям, необдуманно, в непосредственной близости от земли, отдал штурвал «от себя». Самолет приземлился сначала на правую, а затем на левую тележку шасси с перегрузкой 2,4g.

Кроме грубой ошибки пилота-инструктора, данному летному происшествию способствовала неудовлетворительная организация и проведение предполетной подготовки и организация работы экипажа в воздухе. Была нарушена центровка самолета, при заходе на посадку в пилотской кабине находилось 9 человек. Самолет восстановили.

После катастрофы во Внуково 17 марта 1979 года самолета Ту-104Б СССР-42444, были сняты с пассажирских линий «Аэрофлота» все самолеты данного типа. Наш Ту-104 ушел с пассажирских перевозок и в скорейшем времени был списан 13 декабря 1979 года по отработке межремонтного ресурса.

Ту-104Б СССР-42508 ГДР, Берлин, Шенефельд, август 1972 года. Фотография © ATI Collection
Ту-104Б СССР-42508 ГДР, Берлин, Шенефельд, август 1972 года. Фотография © ATI Collection
Ту-104Б СССР-42508 Лондон, Гатвик, 23 июля 1972 года. Фотография © Trevor Bartlett
Ту-104Б СССР-42508 Лондон, Гатвик, 23 июля 1972 года. Фотография © Trevor Bartlett
Ту-104Б СССР-42508 ГДР, Берлин, Шенефельд, август 1972 года
Ту-104Б СССР-42508 ГДР, Берлин, Шенефельд, август 1972 года
Ту-104Б СССР-42508 Италия, Милан, Мальпенса, июль 1972 года. Фотография © Alberto Storti
Ту-104Б СССР-42508 Италия, Милан, Мальпенса, июль 1972 года. Фотография © Alberto Storti
Ту-104Б СССР-42508 Великобритания, Лондон, Хитроу, 1970-е года
Ту-104Б СССР-42508 Великобритания, Лондон, Хитроу, 1970-е года

На этом история самолета не заканчивается, ему была уготовлена вторая жизнь. Еще до своего списания, 16 мая 1979 года самолет был передан Оренбургскому городскому Исполкому. Тогда же Ту-104Б совершил свой последний перелет по маршруту Одесса – Оренбург.

Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща, 1980 год. Фотография © Г. Быков
Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща, 1980 год. Фотография © Г. Быков
Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща
Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща

Оренбуржцы выбрав наиболее удачное место для самолета, в 1980 году установили его как памятник в парке Зауральная Роща. Зауральная роща крупный зеленый массив, который находится в пойме реки Урал.

Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща, 1983 год
Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща, 1983 год

Роща была одним из наиболее популярных мест отдыха жителей города. Авиалайнер обрел большой популярностью у детей. Можно сказать, что у всех детей Оренбурга, появился свой личный самолет. Внутри него какое-то время был размещен детский кинозал. Хоть узкий фюзеляж Ту-104 делал неудобным просмотр детских фильмов, сам киносеанс создавал таинство полета на самолете в детском воображении.

Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща, 1983 год
Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща, 1983 год

Среди детворы самолет оброс городскими легендами касаемо его появления. Все они сводились к тому, что авиалайнер терпел крушение и благодаря мужеству летчиков был посажен вблизи парка, после чего его поставили памятником.

Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща. Фотография © Семейный архив Эдуарда Гришанина
Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща. Фотография © Семейный архив Эдуарда Гришанина
Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща, сентябрь 1986 года. Фотография © Семейный архив Александра Димитрова
Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща, сентябрь 1986 года. Фотография © Семейный архив Александра Димитрова

Во второй половине 1980-х годов детский кинотеатр был закрыт. Необитаемый самолет постепенно разворовывался, но прежнему был украшением Зауральной рощи. Если раньше дети приходили к самолету, чтобы посмотреть мультфильмы «Ну, Погоди!», то с закрытием кинотеатра они просто стали пробираться в пилотскую кабину, чтобы посидеть за штурвалом самолета и поиграть в летчиков.

Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща, 1985 год
Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща, 1985 год
Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща. Фотография © Сергей Саватеев
Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща. Фотография © Сергей Саватеев

Другая городская легенда о самолете гласила о том, что к нему частенько местные таксисты привозили подвыпивших клиентов, которым срочно нужно было в аэропорт. Героем таких курьезных случаев был не один памятник на территории СССР. О подвыпивших пассажирах опаздывающих на рейс Оренбургского Ту-104 хорошо написал корреспондент газеты «Оренбуржье» Юрий Мещанинов в марте 2017 года:

Историй, связанных с нашим самолётом, немало происходило и на земле. Лет тридцать назад одну мне рассказал компетентный товарищ, бывший едва ли не свидетелем.

Подгулявшие в лучшем тогда ресторане «Оренбург» командированные мужики обнаружили, что их самолёт улетает уже через полчаса. Вариантов попасть на рейс никаких. Но мужики были на взводе, в том состоянии, когда веришь в свои силы и в то, что чудеса случаются.

Гости выбегают на улицу Туркестанскую и коллективно машут ожидавшему клиентов таксисту.

«Шеф, через 15 минут мы должны быть в аэропорту, платим двойной тариф!»

Таксист понимает безнадёжность предприятия, но и от такой халявы отказываться не хочет. Получив деньги вперёд, он лихо заруливает в Зауральную рощу прямёхонько к борту «тушки»: «Бегите быстрее, самолёт уже на посадке, я вас прямо на взлётное поле привёз». Пока мужики скакали по трапу и ломились в закрытую дверь, таксист исчез среди деревьев. Жаль, конечно, бедолаг, но с кем не бывает.

Вот ведь что интересно. Несколько лет назад другой мой товарищ рассказал, как в Гаграх группа узбеков опаздывала в аэропорт и таксист подвёз их прямо к самолёту Ту-104, стоявшему почему-то на пляже у моря. Они сели и не могли понять, почему это целый час не взлетают.

Но этой истории я не верю: небылица, анекдот. Вот у нас на самом деле было.

Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща, 1986 год
Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща, 1986 год
Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща, 1986 год
Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща, 1986 год

Ту-104Б СССР-42508 в парке благополучно простоял до конца 1980-х годов, пока его в августе 1990 года не уничтожил пожар. По слухам Ту-104 был сожжен пьяными десантниками на день ВДВ.

По воспоминаниям Дмитрия Обуховского, который побывал на месте пожара буквально на следующий день: «Я самого пожара не видел, но был с родителями может через день на месте пожара. Хорошо помню сгоревшую кабину экипажа и каких-то старшеклассников пытавшихся выбить остатки «бронированных» стекол у штурмана. Кажется, обломки потом трактором «Кировец» утащили.

Сожженный самолет убрали. Так лишилась детвора Оренбурга своего личного авиалайнера. Тем временем наступала другая эпоха, полная еще больших потрясений и изменений...

Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща. Фотография © Дмитрий Обуховский
Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща. Фотография © Дмитрий Обуховский
Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща. Фотография © Дмитрий Обуховский
Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща. Фотография © Дмитрий Обуховский
Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща, 1985-1986 года. Фотография © Виктор Денежкин
Ту-104Б СССР-42508 Оренбург, Зауральная роща, 1985-1986 года. Фотография © Виктор Денежкин

Автор выражает особую благодарность Дмитрию Обуховскому и Андрею Мягкову, которые на протяжении долгих лет снабжали автора материалами по данному самолету Ту-104Б СССР-42508.

© Юрий Дорошенко