В городе Оренбург в парке Зауральная роща несколько лет простоял памятник первому отечественному реактивному пассажирскому самолету Ту-104. Как реактивный первенец попал на Южный Урал в Оренбургские степи будет мой сегодняшний рассказ.
Самолет Ту-104Б СССР-42508 с заводским номером 022001 был выпущен на авиазаводе №22 в городе Казань в декабре 1960 года. Это был последний выпущенный Ту-104. Самолет имел пассажирский салон на 100 мест. 16 января 1961 года авиалайнер поступил в Московское управление транспортной авиации ГВФ, где базировался во Внукововском аэропорту. 19 июня 1961 года этот Ту-104 был зарегистрирован в Государственном реестре ВС СССР, где ему был присвоен опознавательный знак СССР-42508.
18 января 1961 года самолет был передан в правительственный 235 ОАО, который базировался также в аэропорту Внуково. Во время службы в правительственном авиаотряде Ту-104 попал в кадры документального кинофильма «Look at Life: City of the Air», вышедшего в 1964 году.
Во время службы в правительственном отряде наш Ту-104 возил знаменитых на весь мир пассажиров. Так 11 июля 1957 года именно на Ту-104Б СССР-42508, по приглашению генерального секретаря Объединенного профсоюза литейщиков Великобритании Дэйва Ламберта, в Лондонский аэропорт Хитроу с официальным визитом прибыл первый космонавт в мире Ю.А. Гагарин. Вместе с Ю.А. Гагариным в Лондон на Ту-104Б СССР-42508 прибыли руководитель подготовки первых Советских космонавтов Н.П. Каманин и специальный военный корреспондент Н.Н. Денисов.
11 июля Гагарин знакомился с Лондоном. 12 июля Гагарин слетал в Манчестер. 13 июля посетил Тауэр, Британскую академию наук – Лондонское королевское общество и премьер-министра Великобритании Гарольда Макмиллана в его временной резиденции – Адмиралтейском доме. 14 июля завтракал с королевой Великобритании Елизаветой II в Букингемском дворце, посетил Хайгейтское кладбище и возложил венок на могилу Карла Маркса. 15 июля Гагарин вернулся в Москву.
В 1963 году состоялся визит Фиделя Кастро в Свердловск, 13 мая он прибыл в Кольцово на самолете Ил-18В СССР-75763, где выступил у трапа самолета. На фотографию с выступлением Фиделя Кастро попал и наш самолет Ту-104Б СССР-42508. Именно из-за этой фотографии родились слухи о том, что в Кольцово Кастро прилетал на Ту-104Б СССР-42508, что не верно. В действительности наш Ту-104Б привез в Свердловск одних из высоких гостей к встрече команданте.
1 января 1965 года авиалайнер передали в Транспортное управление международных воздушных линий (ТУМВЛ) в Шереметьево (с 1971 года ЦУМВС), где он вышел на международные воздушные сообщения.
На международных авиалиниях самолет пролетал до 1974 года, пока не был передан в Украинское управление гражданской авиации. На Украине Ту-104 базировался в Одессе и эксплуатировался в 90 летном отряде. В 1975-1976 году лайнер при очередном капитальном ремонте был окрашен в новую цветовую схему Аэрофлота образца 1974 года.
В Одесском авиаотряде не обошлось без авиационных происшествий, так днем 20 мая 1976 года при выполнении учебных полетов по кругу с пилотами-слушателями по программе ШВЛП ГА и при заходе на посадку в аэропорту Одесса совершил грубую посадку с перегрузкой за 74 метра до взлетно-посадочной полосы. Ту-104Б СССР-42508 получил серьезные повреждения шасси.
Инцидент произошел из-за того, что пилот-инструктор УТО №8 В.В. Лавриченко вместо увеличения мощности двигателям, необдуманно, в непосредственной близости от земли, отдал штурвал «от себя». Самолет приземлился сначала на правую, а затем на левую тележку шасси с перегрузкой 2,4g.
Кроме грубой ошибки пилота-инструктора, данному летному происшествию способствовала неудовлетворительная организация и проведение предполетной подготовки и организация работы экипажа в воздухе. Была нарушена центровка самолета, при заходе на посадку в пилотской кабине находилось 9 человек. Самолет восстановили.
После катастрофы во Внуково 17 марта 1979 года самолета Ту-104Б СССР-42444, были сняты с пассажирских линий «Аэрофлота» все самолеты данного типа. Наш Ту-104 ушел с пассажирских перевозок и в скорейшем времени был списан 13 декабря 1979 года по отработке межремонтного ресурса.
На этом история самолета не заканчивается, ему была уготовлена вторая жизнь. Еще до своего списания, 16 мая 1979 года самолет был передан Оренбургскому городскому Исполкому. Тогда же Ту-104Б совершил свой последний перелет по маршруту Одесса – Оренбург.
Оренбуржцы выбрав наиболее удачное место для самолета, в 1980 году установили его как памятник в парке Зауральная Роща. Зауральная роща крупный зеленый массив, который находится в пойме реки Урал.
Роща была одним из наиболее популярных мест отдыха жителей города. Авиалайнер обрел большой популярностью у детей. Можно сказать, что у всех детей Оренбурга, появился свой личный самолет. Внутри него какое-то время был размещен детский кинозал. Хоть узкий фюзеляж Ту-104 делал неудобным просмотр детских фильмов, сам киносеанс создавал таинство полета на самолете в детском воображении.
Среди детворы самолет оброс городскими легендами касаемо его появления. Все они сводились к тому, что авиалайнер терпел крушение и благодаря мужеству летчиков был посажен вблизи парка, после чего его поставили памятником.
Во второй половине 1980-х годов детский кинотеатр был закрыт. Необитаемый самолет постепенно разворовывался, но прежнему был украшением Зауральной рощи. Если раньше дети приходили к самолету, чтобы посмотреть мультфильмы «Ну, Погоди!», то с закрытием кинотеатра они просто стали пробираться в пилотскую кабину, чтобы посидеть за штурвалом самолета и поиграть в летчиков.
Другая городская легенда о самолете гласила о том, что к нему частенько местные таксисты привозили подвыпивших клиентов, которым срочно нужно было в аэропорт. Героем таких курьезных случаев был не один памятник на территории СССР. О подвыпивших пассажирах опаздывающих на рейс Оренбургского Ту-104 хорошо написал корреспондент газеты «Оренбуржье» Юрий Мещанинов в марте 2017 года:
Историй, связанных с нашим самолётом, немало происходило и на земле. Лет тридцать назад одну мне рассказал компетентный товарищ, бывший едва ли не свидетелем.
Подгулявшие в лучшем тогда ресторане «Оренбург» командированные мужики обнаружили, что их самолёт улетает уже через полчаса. Вариантов попасть на рейс никаких. Но мужики были на взводе, в том состоянии, когда веришь в свои силы и в то, что чудеса случаются.
Гости выбегают на улицу Туркестанскую и коллективно машут ожидавшему клиентов таксисту.
«Шеф, через 15 минут мы должны быть в аэропорту, платим двойной тариф!»
Таксист понимает безнадёжность предприятия, но и от такой халявы отказываться не хочет. Получив деньги вперёд, он лихо заруливает в Зауральную рощу прямёхонько к борту «тушки»: «Бегите быстрее, самолёт уже на посадке, я вас прямо на взлётное поле привёз». Пока мужики скакали по трапу и ломились в закрытую дверь, таксист исчез среди деревьев. Жаль, конечно, бедолаг, но с кем не бывает.
Вот ведь что интересно. Несколько лет назад другой мой товарищ рассказал, как в Гаграх группа узбеков опаздывала в аэропорт и таксист подвёз их прямо к самолёту Ту-104, стоявшему почему-то на пляже у моря. Они сели и не могли понять, почему это целый час не взлетают.
Но этой истории я не верю: небылица, анекдот. Вот у нас на самом деле было.
Ту-104Б СССР-42508 в парке благополучно простоял до конца 1980-х годов, пока его в августе 1990 года не уничтожил пожар. По слухам Ту-104 был сожжен пьяными десантниками на день ВДВ.
По воспоминаниям Дмитрия Обуховского, который побывал на месте пожара буквально на следующий день: «Я самого пожара не видел, но был с родителями может через день на месте пожара. Хорошо помню сгоревшую кабину экипажа и каких-то старшеклассников пытавшихся выбить остатки «бронированных» стекол у штурмана. Кажется, обломки потом трактором «Кировец» утащили.
Сожженный самолет убрали. Так лишилась детвора Оренбурга своего личного авиалайнера. Тем временем наступала другая эпоха, полная еще больших потрясений и изменений...
Автор выражает особую благодарность Дмитрию Обуховскому и Андрею Мягкову, которые на протяжении долгих лет снабжали автора материалами по данному самолету Ту-104Б СССР-42508.
© Юрий Дорошенко