Друзья, в связи с выходом моего интервью в Меле на прошлой неделе, мне снова написали десятки людей. В основном это были истории травли детей, которые происходят прямо сейчас. Некоторые происходили в недавнем прошлом, и дети уже спасены, уже на семейном или в других школах. Но каждый раз, когда вот такая очередная волна накатывает, кажется, что это какой-то беспросветный ужас, который не кончится никогда.
Радует, что были среди сообщений, которые я получила, и позитивные. Из России. С разных уголков планеты. Про то, как в школах идёт прицельная работа по профилактике травли, потому что это приоритет директора и всей управляющей команды. Вот некоторые, я, правда, не буду писать конкретные наименования стран и школ, чтобы избежать холивара:
«Мы уехали в _________(страну). Небо и земля. В школе нет травли. С детьми постоянно говорят об инаковости, о том, что мы все разные. Любые поползновения в сторону унижения пресекаются тут же».
«Мы перебрали две школы. В обеих была травля. В одной из ваших статей прочитала про школу ________(название школы). Мы в ней с сентября. Спасибо вам. Это и правда совсем иной подход. Тут взрослым реально не всё равно».
«Моя семья уже полтора года в __________(стране). В школе буквально повёрнуты на теме личных границ и взаимного уважения, уважения чужой точки зрения. Мой сын перестал ненавидеть учёбу. Не могу сказать, что мы попали в страну розовых пони. Конечно, зачатки агрессии и травли бывают. Только реакция учителей моментальная. Как говорится, почувствуйте разницу. Что меня удивило, сами дети не дают развиться травле».
«Я учитель математики. Последние десять лет в _________(стране). До этого десять лет работала в московской школе. У нас травля процветала. В детских коллективах и среди учителей. Мне кажется, детей травят в тех школах и системах, в которых и самих учителей травят, не считают их за людей. В школе, где я сейчас работаю, здоровый климат – приоритет не только директора, от него это требуют на уровне министерства. Токсичность не допускается. Хотя это обычная гос школа. Так хочется, чтобы российская массовая школа к этому пришла».
А одна читательница прислала вот эту прекрасную фотографию:
Добавила, что в школе, где учится её дочка, случаи травли бывают, но их тут же купируют. Рассказала про постоянную работу, которая ведётся по профилактике и по прокачке мягких навыков. А мне очень понравилась эта идея говорящих стен. Ведь это так просто. Сделать так, чтобы на всех уровнях дети впитывали знание о том, что такое травля, как её отличить от других явлений, что травля – это плохо. Безусловно, одними плакатами проблема не решается. Но вкупе с остальными мерами, мне идея очень нравится.
Друзья, присылайте в комментариях фотографии плакатов про травлю из ваших школ. Давайте соберём копилку идей. Очень хочу увидеть такие плакаты на русском языке.
А я, пользуясь случаем, поделюсь пользой. Традиционно в преддверии курса я провела бесплатный вебинар «Дети перестали задаваться вопросами или взрослые не очень умеют этому научить?» На вебинаре рассказала, действительно ли они перестали, если да, то почему и как это исправлять. И подробнее про курс рассказала тоже. Запись вебинара тут по ссылке.