Ну вот, наконец, случилось, и мы с Любой опять в Тунисе. Обосновались в городе Махдия,
бывшей столице Фатимидов, расположенной на мысе Ифрикия (Африка), давшей название всему континенту. Сейчас Махдия – небольшой спокойный город, главный рыболовецкий центр Туниса. Достопримечательности – как в любом тунисском городе: Медина с турецкой крепостью и воротами «Скифа Аль-Кахля» (Черные ворота),
неизменным арабским базаром,
Большой мечетью,
узенькими улочками, и маяком,
рядом с которым мусульманское кладбище.
Здесь же находился римский порт, на берегу сохранились небольшие развалины. Нам было удивительно видеть, как на этом мысу возле маяка отдыхали тунисские семьи: играли дети, подростки гоняли мяч, взрослые чинно беседовали под тентами. Создавалось впечатление, что это место рядом с маяком – излюбленное для жителей Махдии. А когда мы добрались до кафе, чтобы насладиться традиционным тунисским чаем с орешками, то с трудом отыскали свободное место – все столики были заняты тунисцами, в основном, молодежью.
Махдия известна не только своей историей и морепродуктами (мы видели на базаре и горы креветок, кальмаров и осьминогов, и даже тушу огромного тунца, которую торговец разрубал покупателям, и куски эти багрового цвета были похожи на говядину), но и ткачеством. Случайно в старом городе оказались - нет, не в лавке для туристов, а в настоящей ткацкой мастерской, где ее хозяин, 38-летний Мухаммед, продемонстрировал нам весь процесс создания шелковой и хлопковой ткани. Да, прядильные станки были почти в каждой лавке, но только для вида, никто не ткал… Нам с Любой просто повезло, правда, позже отыскать эту мастерскую не получилось…
На метро «Сахиль» (побережье – ар. яз.) типа нашей электрички,
но намного более комфортабельном, оборудованном кондиционерами, чистым, с удобными креслами, съездили в город Монастир,
родину первого президента Туниса Хабиба Бургибы.
Побродили по старому городу с рибатом, мощной крепостью турецкого периода,
обогнули Большую мечеть и оказались на мусульманском кладбище, где два огромных минарета открывают широкую аллею, ведущую к мавзолею семейства Бургибы.
Здание мавзолея, напоминающее мечеть, просто подавляло своей роскошью. Внутри несколько залов с надгробиями членов семейства Бургибы и отдельный зал с саркофагом президента.
Напротив – мемориальный зал с застеленными стендами, внутри которых костюмы и личные вещи Хабиба Бургибы, а на стенах его многочисленные фотографии с королями, президентами и руководителями различных государств.
Хабиб Бургиба оставил огромный след в истории Туниса. Его уважают за то, что он добился независимости Туниса от Франции, запрета многоженства, уравнения прав женщин с мужчинами, проведения мудрой социальной политики и за многое другое. Он своим указом даже приказал сажать на всей территории страны эвкалипт, считая, что эти деревья улучшат климат Туниса. И до сих пор этот указ исполняется, и эвкалипты вымахали в огромные деревья, правда, на жаркий климат они не повлияли.
А вот за то, что Бургиба еще при жизни приказал расчистить огромный участок мусульманского кладбища для строительства семейного мавзолея, слишком роскошного и на государственные средства, многие тунисцы его, мягко говоря, не очень жалуют.
И еще за отношение к исламу: однажды во время священного для мусульман месяца Рамадан, он демонстративно перед телекамерами выпил стакан апельсинового сока. Это был беспрецедентный поступок для главы мусульманской страны! Впрочем, как мы заметили, он не особенно повлиял на репутацию Хабиба Бургибы, оставшегося в истории страны любимым президентом, национальным лидером…
Вообще Тунис до сих пор, наверное, благодаря своей истории, является самой демократичной страной Арабского Востока. Пожалуй, только в Тунисе можно увидеть женщин, плавающих в море в европейских купальниках, свободно общающихся с мужчинами и даже пьющих вино, правда, на территории отелей.
Город Сусс
не произвел особого впечатления. Та же медина с рибатом, большой мечетью и традиционным арабским базаром, ничего удивительного.
Впрочем, удивились мы на следующий день, когда узнали о теракте. Я сидел в такси и слушал радио, обменялись с водителем мнениями, на заднем сидении охали в возмущении две тунисские женщины. В нашем отеле в Махдии все было тихо и спокойно. Семейная пара словаков, с которой мы соседствовали, к моему сообщению о теракте отнеслась нейтрально. Мол, всякое бывает, это же не здесь…
Впрочем, я забежал вперед. Главное – путешествие в Бизерту, о котором я мечтал целых три года в следующей главе.
Все фото в статье из открытых источников.
Владимир Дудченко. Редактировал Bond Voyage.
Другие рассказы автора читайте здесь.
===================================================
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк и написать комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.
===================================================
Желающим приобрести роман "Канал. Война на истощение" с авторской надписью обращаться aviator-vd@yandex.ru
==================================================