К сожалению, специалисты говорят не о снижении, а повышении уровня страхов у детей. Ситуация во всем мире не способствует психологическому благополучию как взрослых, так и малышей. Количество факторов, вызывающих страхи, только увеличивается с каждым годом. Страхи оказывают огромное влияние на развитие детской психики и формирование личности ребенка, особенно до 10-12 лет. Страхи могут отрицательно влиять и на развитие таких высших психических функций, как внимание, память, мешать социализации ребенка, установлению доброжелательных отношений с родителями и со сверстниками, вызывать школьные трудности и неблагоприятно сказываться на развитие личностных качеств ребенка.
Что такое страх?
Страх - это эмоция, которая возникает на воображаемую или реальную опасность, на угрожающую ситуацию, в которой человек может оказаться, и переживается как беспокойство, тревога, неуверенность в своих силах и абсолютная незащищенность. Отличие страха от тревоги в том, что тревога беспредметна, это эмоциональное состояние связано с неопределенностью и неизвестностью, с предчувствием чего-то недоброго, а у страха всегда есть точный объект, адресат. Если тревожась, можно спросить „за что? за кого я тревожусь?“, то страх отражает вопрос „чего я боюсь?“
Страх человек ощущает не просто в какой-то опасной для себя ситуации, а в момент, когда предрекает свою неудачу, провел, некомпетенцию.
И.П.Павлов считал, что страх - это проявление оборонительного рефлекса, в основе которого лежит инстинкт самосохранения. З.Фрейд рассматривал появление страха как результат неудовлетворенных потребностей и желаний.
Страхи могут быть реальными и воображаемыми, ситуативными или острыми и хроническим.
В детском возрасте страхи абсолютно нормальное явление. Различные виды страхов присущи определенному возрасту ребенка и исчезают с переходом на следующий возрастной период развития. В целом страхи регулируют поведение ребенка и служат для его положительной адаптации к миру. Но очень важно отделять нормативный страх от патологического, который требует работы со специалистом и коррекции, чтобы развитие ребенка не замедлялось и не нарушалось.
Первые страхи испытывают уже и новорожденные (пренатальный период мы оставим за скобками), пугаясь громких звуков.
5-7 месяцев ребенок может испугаться, увидев незнакомое лицо. С ползанием ребенок подвергается большим испытанием, начинает исследовать окружающую среду, учиться проявлять осторожность.
Исследователи отмечают взаимосвязь между интеллектуальным развитием и наличием страхов у детей. Чем выше интеллект у ребенка, тем больше он испытывает конкретных страхов. Дети до года испытывают беспокойство в отсутствии матери.
К 2-м годам, несмотря на то, что ребенок больше сепарирован от матери или ухаживающего взрослого, он способен уже к большей самостоятельности, но роль и значение матери по-прежнему велика, страх ее потерять очень сильна в данном возрасте. На основе страха потерять мать возникает и страх темноты. Темнота начинает ассоциироваться с покинутостью и одиночеством, как следствие потери матери. Детское воображение начинает рисовать различные образы на темных стенах и в углах комнаты, узоры на обоях превращаются в сказочных героев, и завиток становится змеей или глазом Бабы-Яги.
У детей в возрасте 3-5 лет часты страхи одиночества, темноты, при ошибках воспитания, когда ребенка наказывают, оставляя в темной комнате, возникают страхи замкнутого пространства. Когда никто долго не реагирует на переживание ребенка, из страха одиночества у него развивается чувство собственной никчемности, ненужности, которые в дальнейшем трансформируются в глубинные убеждения о себе как о ненужном, бесполезном, ни на что не годном человеке, появляется страх быть никем и страх наказания.
В 5-7 лет с развитием мышления, воображения, памяти, речи, изменением социальной ситуации развития появляются чувство вины и стыда, сравнение себя с другими, сопереживание, и страхи становятся более сложными, усложняется их структура. Дети бояться расстроить родителей и получить наказание от значимых взрослых, бояться глубины, стихийных бедствий, таких как землятресение или пожары, нападений, укусов животных, например, собак, змей, пауков. Первоклашки начинают бояться опоздать на урок или другое занятие.
Для старшего дошкольного возраста характерен страх смерти. Именно в этом возрасте дети впервые понимают неизбежность смерти и потери, остро ощущается инстинкт самосохранения.
К 7-8 годам дети бояться не столько умереть самим, сколько очень сильно эмоционально переживают риск потерять близкого человека, родителей. Ребенок больше переживает за тех, кто ему дорог и кого он любит. Эмоциональное развитие ребенка данного возраста позволяет ему сопереживать и сочувствовать другим.
В начальной школе многие дети испытывают тревогу и страх не оправдать ожидание родителей и учителя, не выполнить требования, правила, свои обязанности. Отсутствие доверительного и уважительного отношения к ученикам со стороны учителя только усиливает беспокойства детей. Дети долго ворочаются, не не могут заснуть или, наоборот, раньше нужного просыпаются, прокручивают в голове тревожную ситуацию и уже к урокам приходят усталыми и вымотанными. Часто детям снятся кошмары в этом возрасте.
Помимо школьных страхов для младших школьников характерна вера в магические ритуалы и суеверия, сверхъестественное, отсюда возникает страх стихий. Но дети не спешить избавиться от подобных страхов, поскольку в них проявляется жажда приключений, острых ощущений. Младшие школьники с удовольствием слушают страшные истории и смотрят разные страшилки. Причем мальчики 7-9 лет, по мнению исследователей, в норме испытывают меньше страхов, чем девочки того же возраста.
В 10-16 лет с развитием чувства самоуважением и самооценки ярко проявляется страх быть никем, быть безликим, никаким, страх неполноценности. Дети переживают быть отторгнутыми и не принятыми в группу сверстников, появляются сомнения в своей привлекательности и боязнь своих физических дефектов.
Поскольку ребенок растет в семье, то причины появления страхов большой частью обусловлены особенностями семейной ситуации, наличием конфликтов, типом взаимодействия членов семьи друг с другом и типом воспитания ребенка. Неизжитые, непроработанные детские страхи остаются с человеком на всю жизнь и негативно сказываются на его дальнейшей деятельности, отношениях и самореализации.
Поэтому при обращении родителей за консультацией и запросе поработать с ребенком, я, прежде всего, провожу диагностические сессии с родителями, где мы выясняем особенности семейной системы, реакции родителей и тип воспитания ребенка, чтобы взрослые смогли посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои ошибки и понять в каком направлении и как им нужно действовать.
Буду рада Вам помочь воспитать своего ребенка здоровым, счастливым, успешным и творческим!
Запись на консультацию в телеграмм @Anna Stollenwerk
Автор: Штолленверк Анна Романовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru