Найти тему
Многомерный Мир Дины

Историю, сохранившуюся в языке, трудно скрыть

Оглавление

То, что наша история очень искажена, известно далеко не всем. Но любой национальный язык рассказывает об исторических фактах более красноречиво, чем даже официальные документы.

Кала Тау

В Преданиях и риваятах (легендах) о происхождении названия крепости Кала Тау, что стала основанием возникновения села Чекмагуш в Башкортостане, зафиксированы географические названия населённых пунктов и собственных имён людей, представляющих собой интерес для любознательного человека.

Само слово «кала» означает город, хотя оно могло возникнуть и от персидского слова «кальга» (крепость), «тау» - гора. Семантическое значение «кала» - остаётся, статика, «тау» - возвышение. То есть, Кала Тау – буквально, городище на горе. Собственно, с таких крепостей, городков возникло множество российских городов и поселений.

В России есть названия городов с элементами этих слов, которые фонетически искажены, потому что и времени много прошло, и тюркские языки утратили свою былую значимость. Вот некоторые из них: Калуга – что можно перевести, «оставшееся», Саратов – сары тау, то есть, жёлтая гора.

-2
“Из документа, описанного Ризой Фахретдиновым, в книге «Болгар вә Казан төрекләре», Казан, 1985 г. о припуске войсковых мишар Осинской дороги, деревни Азяк, «далее Сыерыш» башкирами Казанской дороги, Дуванейской волости, деревень Калмашбаш и Чекмагуш. Из деревни Калмашбаш были старшина «Тырыш Җыям улы и Даули Ишәй улы, а остальные большинство из деревни Чекмагуш: (Сутай Бирдәш улы, Исәйбай Урманчы улы, Икем Явиш улы, Каеббирде Яхши улы, Якуб Сәркәй улы, Буранчы Телэу улы, Кадербирде Яхши улы, Колчур Алман улы, Мирзакул Кинҗә улы, Эхмэр Кансуяр улы)”.

Расшифровка имён

Перед этим хочется подчеркнуть, что имена у тюрков, особенно, башкир, были сугубо тюркского происхождения, так как они поздно приняли ислам, как единую религию, и тем самым, через язычество, значительно сохранили свою этническую уникальность, идентичность.

“Азяк” – конец, видимо, деревня образовалась в связи с концом чего-то, может какого-то военного действия. Деревня “Сыерыш” – “сыер” – корова, фонема “-ыш” имеет значение совершённого действия или действия, превратившегося во что-то существенное, приобретшее статус существительного. То есть название деревни Сыерыш возникло, по всей вероятности, из-за местности, где плодились хорошие молочные коровы, или были очень выгодные угодья для их выпаса.

Деревня Калмашбаш – кал – останься, калмыш –(аш) – оставшийся, баш – голова или начало чего-то. В целом, получается “оставшаяся голова” или географический объект, давший название целому ряду населённых пунктов, затем образовался целый район - Чекмагушевский.

-3

Старательный Собирателевич

Но особенный интерес представляют человеческие имена, которым не нужны никакие научные или церковно-религиозные объяснения, они возникли из гущи народа, из его менталитета и разговорного языка, понятного даже современникам. «Тырыш Җыям улы” – буквально, Старательный сын Собирателя. Если перевести на русский привычный лад, получится “Старательный Собирателевич”.

Даули Ишәй улы” – Достаток сын Подобного, “ишәй” – означает похожий, подобный, дәүли - изобилие, достаток. “Сутай Бирдәш улы” – Распускающийся (разворачивающийся) сын солидарного в щедрости (бирдәш). “Исәйбай Урманчы улы”, “Исәй”– веющий (ветром или, возможно, какими-то энергиями), бай – изобилие, обычная приставка к мужскому имени, изначально, так называли уважаемых, почитаемых, и, конечно, изобильных. Получается, Изобилие сын Лесника. (урманчы – лесник).

Икем Явиш улы” – “икем” – это связано с “игү” – обработкой поля, или заточкой оружия, орудия, сын воина, участника битвы (яу-битва). "Каеббирде Яхши улы" – “каеп бирде” – поточил или сгладил (что-то), сын Хорошего, "Якуб Сәркәй улы", Якуп – имя пророка, пришло через Коран, сын царька - сәркәй. "Буранчы Телэу улы" – буранчы - буранный, возможно, родился в буран, сын желающего или просящего - теләү. "Кадербирде Яхши улы" – давший уважение, сын Хорошего. "Колчур Алман улы" – раб сын немца, германца. "Мирзакул Кинҗә улы", мирзакул - дворянский отпрыск сын Поскрёбыша. Кинҗа – означает младший в семье. "Әхмәр Кансуяр улы" – Ахмер сын кровника или кровопийцы.

-4

Имена красноречиво характеризовали суть людей, носящих их, и что примечательно, сыновья носят имена, созвучные с именами своих отцов не по звучанию, а по сути.

Таким образом, через имена и географические названия можно собрать о народе, носителе или сотворителе таких собственных имён, очень много интересного.