Найти в Дзене
Кабанов // Чтение

5 знаменательных фактов о Сергее Клычкове

Оглавление

Сергей Антонович Клычков – писатель и поэт, редко упоминаемый в современной литературной тусовке. А зря, его творчество интересно так же как и история его жизни. Свои стихи он печатал на деньги Модеста Чайковского, воевал в Первой мировой войне, был революционером, другом Сергея Есенина и Осипа Мандельштама. Но обо всем по порядку.

Сергей Клычков, источник Яндекс картикни
Сергей Клычков, источник Яндекс картикни

Леший

Клычков был ярким представителем “крестьянской поэзии”, обращенной к богу и русской земле. Его жизнь и творчество состояли из революционного пыла, творческих поисков и печального, тихого отчаяния верующего человека в советское время.

Одним из литературных псевдонимов Сергея Клычкова была фамилия “Лешенков”. Фамилия это пошла от того как в родной для него деревне называли их семью – Лешенковыми, прозвище, возможно пошедшее от слова “леший”. Некоторую путанницу создал и сам Клычков, в своей автобиографии назвав фамилию “Клычков” псевдонимом, отчего иногда можно ошибочно встретить именование Клычкова Лешенковым.

Революция

Клычков не только приветствовал, но и сам принял участие в Первой русской революции (1905). Принимал непосредственное участие в студенческих бунтах и беспорядках. Происходившие тогда в стране события поменяли вектор его раннего творчества.

Юный ученик московского училища, Клычков стал писать меньше о русском фольклоре, больше уделяя внимание политической обстановке в стране.

Студент, путешественник, солдат

В 1908 году Модест Чайковский, брат знаменитого композитора, помог ему отправиться в Италию, где он познакомился с Максимом Горьким и А. В. Луначарским. После возвращения из Италии он поступил на историко-филологический факультет Московского университета, но не смог его закончить и был исключен в 1913 году. Затем он продолжал учиться в Народном университете Шанявского. В 1911 году благодаря финансовой поддержке М. Чайковского был опубликован его первый поэтический сборник "Песни" в издательстве "Альциона". В 1914 году был выпущен его второй сборник "Потаённый сад" в том же издательстве. В период обучения в университете он состоял в революционно настроенных студенческих кружках; по одной из версий, именно это стало причиной отчисления Клычкова из университета.

С того времени Клычков много пишет и отправляется в пешее путешествие по России, взяв с собой только котомку вещей и дорожный посох. Когда началась Первая мировая война, Клычков ушел добровольцем на фронт. Пережитая война впоследствии легла в основу самой известной книги Клычкова – “Сахарный немец”.

Сергей Есенин

После Октябрьской революции Клычков устроился работать в канцелярию. В этот же период времени он знакомится и дружит с поэтом Сергеем Есениным. Какое-то время поэты живут вместе, а основанное Клычковым совместно с другими поэтами издательство – “Трудовая артель художников слова” – печатает стихи Есенина.

“Старая Русь сошла с пути Природы”

Клычков поддерживал падение монархии и приветствовал революционеров. Но наблюдая за последствиями, Клычков в своих книгах показывал все большее разочарование и отчаяние от происходящего. Наиболее остро он переживал “большевистское безбожие”, заставляющее людей священные иконы заменять изображениями “Вождя”.

Мысли в его произведениях были названы контрреволюционными. Его отказывались печатать; поэт продолжал писать в стол, зарабатывая на жизнь переводами произведений. Клычков создал три романа — сатирический «Сахарный немец» (1925), сказочно-мифологический «Чертухинский балакирь» (1926), «Князь мира» (1928).

В 1937 году Клычков был приговорен к расстрелу, который совершили в день суда. Но сначала, в доме, провели обыск и вывезли весь архив, который уничтожили по акту 2 сентября 1939 года. После этого, Клычков и его творчество были забыты на 19 лет. Посмертно реабилитирован в 1956 году, дело было пересмотрено: обвинение сочли ложным.

Клычков был ярким представителем “крестьянской поэзии”, обращенной к богу и русской земле. Его жизнь и творчество состояли из революционного пыла, творческих поисков и печального, тихого отчаяния верующего человека в советское время.