Найти тему
Стражи Родины

Самолет, который был создан для одной единственной цели – наводить ужас на авианосцы. На что была способна легендарная "Сотка"

Порой, для советских, а теперь уже и российских военных самолетов достаточно лишь одного звука во время пролета, чтобы напугать до чертиков людей по ту сторону баррикад, но если противник хоть немного узнавал о ТТХ новинок СССР, то тот самый ужас тут же множился в десятки раз!

Легендарный Т-4 не стал исключением и при обнародовании лишь небольшой части его характеристик тогдашний противник «за бугром» «немного» начал паниковать...

Что же такого было в этом самолете и почему его так все боялись?

Как ни странно, но о Т-4, он же «Изделие 100» или просто «Сотка» знает очень немного людей, а ведь он один из самых интересных проектов ОКБ Сухого. Создававшийся в 1960-ых и начале 1970-ых бомбардировщик-ракетоносец должен был стать кошмаром для авианосных ударных группировок основного геополитического противника СССР – Соединенных Штатов.

И так оно и было бы, ведь согласно тому самому техническому заданию, «Сотка» должна была двигаться со скоростью до 3 М и преодолевать до 7-11 тыс. км всего на одной единственной заправке.

Но это еще не все, ведь в качестве основного вооружения рассматривались гиперзвуковые ПКР Х-45 «Молния».

-2

Результаты первых полетов Т-4 были благосклонно восприняты военными. Планировалось изготовить до двух с половиной сотен таких вот бомбардировщиков-ракетоносцев. Однако было построено только четыре самолета, после чего проект свернули.

Единственный оставшийся экземпляр в настоящее время стоит под открытым небом в Центральном музее ВКС РФ в подмосковном поселке Монино.

-3

Т-4 и развитие этого удивительного проекта.

Т-4МС «Двухсотку» (изделие 200), на западе считают аналогом американского «стратега» XB-70 Valkirie. Поэтому и неудивительно, что творение ОКБ Сухого там называют не иначе как «Русская Валькирия».

-4

Но есть ли основания для подобных параллелей? А давайте разберемся.

Что общего:

  • Сходные технические задания конструкторам, один период разработки.
  • Оба проекта во многом опережали свое время, оказались чрезвычайно сложными и невероятно дорогими. Так, американцам понадобилось 15 лет до доведения разработки до начала эксплуатации. При этом начало стало и концом, а стоимость одного аппарата могла бы конкурировать с ценой той самой «Звезды смерти» – четверть миллиарда долларов!
  • Оба самолета – «бесхвостки» с горизонтальным передним оперением. Сходны и многие другие технические решения.
  • В обоих проектах конструкторам пришлось решать сходные задачи и применять близкие технические решения. Так, и в «Валькирии», и в «Сотке» пришлось использовать инновационные виды нержавеющей стали и титановых сплавов. Но при всем при этом металлические части обеих конструкций не в последнюю очередь служили своеобразными радиаторами. И это неудивительно, когда узлы и обшивка раскаляются до 250-350 градусов.
-5

Но есть и значительные отличия. Например, в целях и задачах этих гигантах. Если Т-4 должен был стать разведчиком и «убийцей авианосцев», то XB-70 – «стратег», которым планировалось заменить B-52. Но, как известно, «Стратофортресс» так ничем и не заменили до сегодняшнего дня. И десятки стратегических бомбардировщиков будут нести боевое дежурство еще как минимум лет 10-20.

Поэтому немного странно выглядят утверждения, что «проект свернули из-за того, что ЛТХ перестали соответствовать требованиям современности». То есть, американскому бомбардировщику и в 2023 году хватает скорости 0,5-0,85 М и потолка 16 км, а самолету 70-ых годов прошлого столетия внезапно недостаточно намного большей скорости, большего потолка и втрое меньшей длины ВПП для взлета и посадки.

Называют с дюжину причин закрытия проекта. Не будем их рассматривать, так как большая часть представляет собой ничем недоказуемые домыслы и слухи. Но так ли уж важно, оказались ли решающими «происки Туполева» или дороговизна разработок?!

-6

Так или иначе, от «Соток» и «Двухсоток» отказались... но советские конструкторы получили колоссальный опыт, впоследствии использованный при проектировании других самолетов. Достаточно того факта, что при работе над Т-4 конструкторы ОКБ Сухого и смежники зарегистрировали около 600 (!) изобретений. Это и оригинальные технические решения, и новые конструкционные материалы, намного более устойчивые к нагрузкам и перегреву, чем «классические» сплавы алюминия.

Так что так или иначе легендарная «Сотка» сделала своё дело не только пугая наших западных товарищей, но и дав огромное количество по-настоящему прорывных разработок. Ставьте палец вверх, если тоже уважаете наших военных инженеров и если вам понравилась наша сегодняшняя статья, разумеется.

Подписывайтесь на канал, давайте развивать и популяризовать нашу тематику вместе!

Кстати, как вам наш сегодняшний герой? Согласитесь, таких гигантов сильно не хватает в наше сегодняшнее время?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц