Можно ли точно определить, когда происходят события, описанные в «Василисе Мелентьевой»?
Среди действующих лиц – множество реально живших людей, авторы пьесы дают несколько отсылок к историческим датам, однако перед нами, ещё раз подчеркну, художественное произведение, и относиться к нему как к историческому документу попросту невозможно. Я не специалист по русской истории эпохи Ивана Грозного и не собираюсь рассуждать об объективности или необъективности авторов в изображении правления царя или их оценки событий. Укажу лишь на некоторые факты.
Свадьба царя с Анной Васильчиковой состоялась в конце 1574 года или в 1575 году, брак продолжался около года, после чего, напоминаю, Анна была отправлена в монастырь. Она, кстати, будет вспоминать и свою предшественницу на престоле, Анну Колтовскую (та, отвергнутая супругом и постриженная в монахини, прожила долгую жизнь – умерла в 1626 году):
За гордость ли Господь меня казнит
Своим судом, за Анну ль Колтовскую?
Она жива, её зовут царицей;
А я чужое место заняла
И радуюсь.
В пьесе многократно упомянуто, что будущая царица («красавица-сиротка») воспитывалась в доме князя Воротынского:
Я вырастил её, как дочь. С Володей,
С сынком моим, они погодки были
И в отчине росли в моих глазах.
Бог не судил мне сыном красоваться,
В честном бою он голову сложил.
Я не ропщу, на то Господня воля,
Бог дал и взял. Зато в почёте дочка
Названная — она женою стала
Великому царю.
Так рассказывает в пьесе сам Воротынский – тоже совершенно реальный персонаж. Что здесь соответствует истории?
Историки спорят, «из каких» Васильчиковых происходила Анна (на свадьбе её с царём присутствовало семеро представителей рода), но о её связи с Воротынскими не говорит никто. Сам старый князь, очень ярко выведенный в драме, - один из видных военных деятелей Руси того времени (герой взятия Казани и битвы при Молодях, составитель первого русского воинского устава); его изображение есть даже на памятнике Тысячелетия России в Великом Новгороде:
Что доподлинно известно о его гибели? Во-первых, мы знаем точную дату смерти - 12 июня 1573 года. Знаменитый князь Курбский, в драме многократно поминаемый, в своей «Истории кн. великого Московского о делех, яже слышахом у достоверных мужей и яже видехом очима нашима», написанной уже после бегства «от царского гнева», рассказывает, что князь был по доносу холопа обвинён в намерении околдовать царя и подвергнут пытке огнём, в которой участвовал и сам царь, а после отправлен в Кирилло-Белозёрский монастырь, но умер по дороге (очевидно, этот рассказ и стал основой для одной из линий пьесы). Насколько это верно, сказать трудно. В составленном по приказу царя «Синодике опальных» имени Воротынского нет, а сын его Иван в год смерти отца был назначен воеводой в Муром (сына Владимира, о котором много говорят в драме, видимо, просто не существовало).
Есть в драме отсылка и к другим событиям:
…От поляков
Нежданные до нас доходят вести:
Король бежал тайком, боясь погони,
Во Францию: девятый Карлус помер,
И Генрих там нужней теперь, чем в Польше.
Счастливый путь! Он лишний у поляков,
Во Франции на что-нибудь годится.
Грустно и смешно, но об этих делах нам известно куда больше, чем о князе Воротынском, - так или иначе, почти все знакомы с романами А.Дюма и Генрихом III, который был королём Речи Посполитой с 21 февраля 1573 года по 18 июня 1574 года (а числился таковым до 12 мая 1575 года).
Иван Грозный говорит и о почти неизвестном нам проекте:
Скорбя душой о многом нестроеньи,
Паны хотят просить на королевство
Царевича от нашей царской крови,
Феодора, и ждут от нас послов
И грамоты.
Переговоры об избрании царевича Феодора польским королём действительно велись (и возобновились позднее, когда царь Фёдор Иоаннович уже правил Русью). Кстати, царь скажет и о своём желании:
Мы хощем сами
Принять во власть и польскую корону
И княжество Литовское: да будет
Едино стадо и единый пастырь,
Един Господь на вышних небесах,
Единый царь на всех землях славянских!
А ведь действительно, в эпоху «Бескрулья» Иван Грозный выступал как кандидат на польский трон, но избран не был, отчасти из-за выдвинутых им неприемлемых условий.
*****************
Однако, хоть в драме и ведётся речь об исторических событиях, хоть и показана в ней борьба царя с боярством, в основе сюжета лежит история честолюбивой женщины, стремящейся сесть «на престол царей Московских», не считающейся ни с чем ради достижения своей цели и жестоко поплатившейся за это.
Но о ней – в следующий раз.
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь
"Путеводитель" по пьесам Островского здесь