2,6K подписчиков

Бельгийские корни русского трамвая

Бельгия сыграла немаловажную роль в истории российского транспорта. А, конкретно, трамвая. При короле Леопольде II бельгийцы были одним из основных инвесторов в российскую экономику. К 1914 г. бельгийские компании добывали 20% русского угля, производили 42% металлопроката и 50% стекольной продукции – а также управляли половиной трамвайных сетей Империи: вот, пожалуйста, облигация бельгийского анонимного общества Tramways de Rostoff sur le Don:

Бельгия сыграла немаловажную роль в истории российского транспорта. А, конкретно, трамвая. При короле Леопольде II бельгийцы были одним из основных инвесторов в российскую экономику. К 1914 г.

В Москве бельгийцы занялись общественным транспортом в 1885 г., когда было создано Второе (Бельгийское) общество конно-железных дорог (Первое было учреждено отечественным капиталом). Конкуренция между двумя обществами способствовала появлению новых линий, но создавала сложности для пассажиров (как сейчас в Токио с его двумя метрополитенами). В 1891 г. городские власти объединили две сети, унифицировав расписания и тарифы:

Бельгия сыграла немаловажную роль в истории российского транспорта. А, конкретно, трамвая. При короле Леопольде II бельгийцы были одним из основных инвесторов в российскую экономику. К 1914 г.-2

Но уже через несколько лет было очевидно, что конка морально устарела: на сцену вышел электрический трамвай.

Первая линия электрического трамвая в Российской империи появилась в Киеве (1892). Вторая – в Санкт-Петербурге, по льду Невы (проработала с 1895 по 1910). Но в самом городе электрический трамвай пустили только в 1907 г., когда власти договорились с владельцами конки, обладавшими монопольным правом на эксплуатацию городских железных дорог. Поэтому второй российской трамвайной системой считается нижегородская (1896). За Нижним последовали Екатеринослав и Елисаветград (1897), Севастополь, Минск, Орел и Курск (1898). 6 апреля 1899 первую линию электрического трамвая открыли в Москве: от Бутырской заставы до Петровского парка. Принадлежала она Первому обществу.

Бельгия сыграла немаловажную роль в истории российского транспорта. А, конкретно, трамвая. При короле Леопольде II бельгийцы были одним из основных инвесторов в российскую экономику. К 1914 г.-3

А вот дальше странная история (подскажите, кто знает). По состоянию на 1910 г. старейшая линия электрического трамвая уже принадлежала Второму (Бельгийскому) обществу. Вот она видна на карте: от Страстной площади до Петровского парка по Нижней и Верхней Масловке. Также бельгийцы владели линией парового трамвая от Бутырской заставы до Тимирязевской академии с божественно прекрасным трамвайным павильоном. В любом случае, время конки уже прошло. В 1911 город заключил контракт со Вторым обществом о передаче имущества. После этого в течение пары месяцев (в рекордные сроки!) вся его сеть была переведена на электрическую тягу.

Возвращаясь к Петербургу. В бывшей трамвайной столице мира один из лучших трамвайных музеев – Музей городского электротранспорта на Васильевском острове. Зайдите, если еще не были: масса позитивных впечатлений гарантирована. Вот несколько фото оттуда:

Бельгия сыграла немаловажную роль в истории российского транспорта. А, конкретно, трамвая. При короле Леопольде II бельгийцы были одним из основных инвесторов в российскую экономику. К 1914 г.-4
Бельгия сыграла немаловажную роль в истории российского транспорта. А, конкретно, трамвая. При короле Леопольде II бельгийцы были одним из основных инвесторов в российскую экономику. К 1914 г.-5
Бельгия сыграла немаловажную роль в истории российского транспорта. А, конкретно, трамвая. При короле Леопольде II бельгийцы были одним из основных инвесторов в российскую экономику. К 1914 г.-6
Бельгия сыграла немаловажную роль в истории российского транспорта. А, конкретно, трамвая. При короле Леопольде II бельгийцы были одним из основных инвесторов в российскую экономику. К 1914 г.-7
Бельгия сыграла немаловажную роль в истории российского транспорта. А, конкретно, трамвая. При короле Леопольде II бельгийцы были одним из основных инвесторов в российскую экономику. К 1914 г.-8

Другие интересные статьи: