Возрастающий спрос на литий заставляет мировые державы вести жесткую борьбу за немногочисленные месторождения. И правда – найти сегодня электронный прибор, в котором бы не присутствовал литий, невозможно. На энергии функционируют аккумуляторы гаджетов, бытовой техники и транспортных средств. В каждом смартфоне лития содержится около 5 гр., в электромобиле – 15-20 кг, а в автобусе, работающим на электродвигателе – 200 кг. За 30 последних лет объемы добычи редкого металла в мире выросли в 19-20 раз.
Однако, литий используется не только для производства аккумуляторных батарей. Он принимает непосредственное участие в создании трития – радиоактивного изотопа для термоядерных реактивов. Эксперименты по созданию полноценного термоядерного реактора продолжаются, так как пока не удается организовать самоподдерживаемый процесс синтеза из водородных изотопов. Благодаря термоядерной установки удастся получить чистую, безопасную энергию.
Соглашение между «Росатом» и боливийской компанией стало сенсацией
Российская Федерация не отстает в гонке за право проведения разработок литиевых месторождений. Но, одно из крупнейших месторождений, где объемы добываемого металла составляют более 20% от всех мировых запасов, находится в Боливии. И совсем недавно СМИ взорвало сенсационным сообщением о соглашении между отечественной компанией «Росатом» и боливийской YLB, согласно которому «Росатом» получает лицензию на добычу полезных ископаемых в Пастос Грандес. Российская компания уже принялась за работу над созданием технологического процесса от добычи до переработки металла с утилизацией отходов.
Подписание контракта стало для российской компании настоящей победой. И, хотя Россия является далеко не бедным на месторождения лития государством, реализовывать заграничные проекты на самом деле дешевле, чем собственные. Например, для добычи лития в Завитинском месторождении потребуется в 4 раза больше финансовых вложений, чем для разработки Пастос Грандес. Связано это с нахождением металла в руде, что усложняет технологию добычи и приводит к значительному удорожанию. Поэтому, российские месторождения лития остаются «замороженными», а металл в стране не добывается. С другой стороны, боливийцы, опасаясь за загрязнение окружающей среды, не разрабатывают сами собственные месторождения. Так, чтобы добыть тонну металла требуется 200 000 л. воды, которая после всех манипуляций загрязняется. Поэтому, для страны важно, чтобы в процессе добычи применялись эффективные и безопасные технологии, не способные нанести вред экологии.
«Росатом» - планы на производство литии-ионной продукции
В планах «Росатом» не только начать производство лития в 2025 году, но и построить производственный комплекс в Калининграде по изготовлению энергоаккумулирующих систем и литийионных элементов. Строительство завода было начато еще в 2010 году, но спустя 4 года было остановлено в связи с неэффективностью, ведь в России нет производства лития. Сейчас, когда проблема с добычей металла решена, «Росатом» ничего не стоит открыть крупнейшее в стране производство литий-ионных батарей, потребность в которых продолжает расти. Открытие мегапроизводства планируется на 2025 год. Объемы добычи лития в Боливии (25000 тонн в год) позволят компании в частности реализовать масштабные проекты. И, одним из них уже стало производство систем накопления энергии в Москве. Благодаря работе заводе уже были выпущены первые аккумуляторные батареи для троллейбусов.
Однако, и крупных объемов лития с боливийского месторождения может не хватить для обеспечения производственным материалом новых заводов, поэтому «Росатом» планирует использовать не только боливийский, но и российский металл. Поставками лития будет заниматься «Газпром», который разрабатывает Ковыктинское месторождение. Здесь ведутся работы по добыче газа, однако, в подземных водах содержатся огромные запасы лития. На сегодняшний день в отношении данных проектов ведутся разработки отечественных технологий, способствующих эффективной и безопасной реализации проектов.
Более половины всех мировых запасов лития находится в трех странах – Боливии, Чили и Аргентине. Однако, отсутствие возможности использования современных технологий при добыче заставляет их подписывать соглашения с другими государствами, которые берут на себя мероприятия по разработке и добыче ценного металла.