Найти тему

Пара слов о Metro: Exodus

Оглавление

Никогда не писал обзоров игр, но сейчас я решил выдать [не]большое мнение по Metro Exodus. Пробегусь по верхам, ибо для кого-то могут быть спойлеры — не все же играли в игру и/или смотрели мой стрим.

Приглашаю к обсуждению игры и обзора в комментариях к посту в телеграм-канале.

Глобально

Артем с Анной на поезде. Начало путешествия.
Артем с Анной на поезде. Начало путешествия.

Игра поделена на две большие части: локации с открытым миром и широкие, но все же коридорные рельсы. Пусть они перемежаются между собой, но ближе к концу игры темп увеличивается, чему коридорные локации очень способствуют. А чередование помогает задать нужный темп — разработчики дают игроку разнообразие в поведении и прохождении. Даже на локациях с открытым миром можно забить на все и двигаться только по сюжету, но из-за размеров локации, прохождение все равно будет неспешным.

Для передвижения по открытым локациям есть вспомогательные средства передвижения: лодки (Волга) и "буханка" (Каспий), благодаря чему исследование окружающего мира не затягивается. Тем более никто не заставляет их полностью зачищать и исследовать. Особенно с учетом того, что между точками интереса не происходит ничего интересного, что кому-то может показаться очень даже логичным. Но вот только возникает вопрос условностей происходящего — по сюжету тебе говорят, что надо срочно найти источник воды и доставить ее своим людям, на что игрок отвечает "Нет, полковник, я зачищаю вопросики на карте". Но я допускаю эту условность и не считаю ее критичной.

Из коридорных это Москва в начале, Бункер между двумя открытыми локациями (Волга и Каспий), а дальше.. За ними уже идут Тайга и Новосибирск — они пролетаются друг за другом как старых частях. И это совсем не плохо, ведь игрок ждёт развязки сюжета, переживает от накопленных за всю поездку проблем. За исключением уровня с червями локации проходятся на одном дыхании и держат в напряжении. И тут разработчики угадали с темпом — у меня даже не было особого желания исследовать каждый уголок после Каспия.

А вот стелс остался на смешном уровне предыдущих частей, но к этому и так привыкаешь, если ожидаешь того, что было в прошлых частях. В какие-то редкие моменты противник глаза открывает и заставляет игрока осматриваться в поисках путей решения данной задачи, благо разработчики предоставляют кучу возможностей для стелса.

Сюжет

Дали имя паровозу и обмываем это дело
Дали имя паровозу и обмываем это дело

В общем и целом сюжет звезд с неба не хватает, но он и не претендует на "шикарные" истории Naughty Dog. После двадцати с лишним лет жизни в метро и изоляции от остального мира Орден отправляется на поиски лучшей жизни. Оказывается, люди выжили не только в Москве, и живут они вполне себе неплохо. Но потом, как всегда, в пусти случаются беды и злоключения различного характера.

Огромный плюс этой части серии — раскрытие персонажей: как своих "братьев" из Ордена и экипаж поезда, так и антагонистов, с которыми мы сталкиваемся по мере прохождения. А мир в игре не делится на черное и белое — каждый "злодей" устраивает мир и быт своего народа так как ему кажется верным. А ведь самое главное это то, что они смогли так прожить целых двадцать лет. Без помощи правительства и других народов. И не нам ломать то, благодаря чему люди выжили после войны.

Аудио дневники, бумажные дневники, письма, записки, персонажи и окружение — все это помогает понять не только истории, которые разворачиваются перед нами на данной области, но и в целом как люди могут жить и действовать во время ядерных последствий войны и новом устройстве мира.

Оружие

Чистка и модификация оружия на верстаке
Чистка и модификация оружия на верстаке

Очень понравилось оружие в игре. В первую очередь то как оно выглядит, пока оно чистое, конечно. Очень хорошая работа с материалами — оружие не выглядит пластиковым. В руках лежит отлично, чувствуется вес, отдача и ощущается настоящим. Из оружия очень приятно стрелять, каждый ствол отличается от других и ощущается уникальным, также есть заметный эффект от модификаций.

К слову о модификациях, разработчики модернизировали отличную идею из Crysis. Помните, когда оружие можно было модифицировать чем угодно и когда угодно просто посмотрев на него? Здесь же Артем модификации таскает в рюкзаке и для их установки необходимо сесть, открыть рюкзак и уже после этого взаимодействовать с меню модификаций и крафта. Особенно на контрасте первых двух частей само оружие и его модификация ощущается очень приятными и приносящим удовольствие обновлением.

Локация Волга

"Князь" на фоне водной преграды между поездом и Церковью
"Князь" на фоне водной преграды между поездом и Церковью

Подтопленные и полузатопленные хутора реки Волга — первая открытая локация в игре и почти вся локация покрыта снегом и льдом с редкими проталинами. Достаточно небольшая, но на ней я провел больше времени, чем на второй открытой локации.

На Волге нас сразу же знакомят с фанатиками и их мессией. Они отказываются от электричества и других благ цивилизации. На что, конечно же, есть свои причины и объяснения. Как бы не казалось с первого взгляда, глава культа человек не глупый и не простой. Он знает что он делает и для чего это нужно, а самое главное он умеет рассуждать и оценивать риски своих решений.

Здесь же мы получаем наш пассажирский вагон и новых членов экипажа. Это необходимо сделать по сюжету. А вот остальное уже зависит от действий игрока.

Локация Каспий

Первое знакомство с местными жителями и получение маунта
Первое знакомство с местными жителями и получение маунта

Локация, представляющая собой долину на территории частично высохшего Каспийского моря. Повсюду разбросаны старые баржи, корабли и портовые краны. Здесь много нефти, которая бурлит прямо на поверхности, что как раз кстати для Авроры (нашего поезда), к этому времени запасы топлива совсем иссякли.

Народ, который проживал на этих землях, сделали рабами, но есть один человек, который не согласен с этим и планирует свергнуть текущую власть. Местный Барон устроился по-королевски: имеет огромную защищенную крепость, охрану, бордель, бар и много других удобств. А приказы свои он раздает по радио, что позволяет нам слушать их и узнавать, что происходит и планируется.

Локация Тайга

Церковь. Ключевая точка локации
Церковь. Ключевая точка локации

Густые осенние леса долины в заповеднике Бурабай. Основное отличие от предыдущих локаций — в роли антагонистов выступают бывшие пионеры, которых воспитывал и учил вожатый их смены. В итоге дети выросли физически, кто-то даже морально, но вот психологически оказались неподготовленными к новому миру и новым испытаниям. Перед игроком встает сложный моральный выбор — как поступать с местными жителями. Всегда их можно либо убить, либо оглушить и оставить в живых — это будет влиять на концовку, но не это основное. Если слушать их разговоры, слушать дневники и прочее, ты невольно проникаешься к ним симпатией, ибо понимаешь, что они выросли, но не повзрослели.

Локация Новосибирск

Город с высоты птичьего полета.
Город с высоты птичьего полета.

Заснеженные и заражённые радиацией улицы Новосибирска и Новосибирский метрополитен. Сюжетно мы прибываем в этот город ради экспериментального лекарства. Вот только радиационный фон в несколько раз выше, чем был в Москве, и является смертельным. Но цель стоит того, чтобы заплатить такую цену. Локация преподносит несколько сюрпризов, но спойлерить не буду. Именно здесь ненавистный мною уровень с червями, но в остальном локация хорошая и проходится быстро и без затыков. Новосибирск закрывается концовкой игры, поэтому она давит на чувства и эмоции.

Хаб-локация Поезд

Степан мылит лыжи к новой попутчице
Степан мылит лыжи к новой попутчице

Поезд очень хорошо работает как смена темпа повествования и для отдыха. После каждого уровня у нас появляется время на исследование поезда, разговоры с экипажем и подготовку к следующей вылазке.

Что радует — для всего этого озвучено очень много разных диалогов, монологов и сцен, благодаря чему очень интересно смотреть как наш экипаж реагирует на различные события и проблемы. Еще есть огромное количество записей в дневнике: информация о локациях, оружии, монстрах, группировках, экипаже и происходящих событиях.

Из музыкального сопровождения есть радио, где можно поймать музыкальную станцию, а при определенных обстоятельствах на гитаре играет Степан и главный герой.

В исследовании поезда хочется проводить очень много времени. Даже когда ты уже прослушал все диалоги и истории, возникает желание остаться там еще немного. А все потому что время, проведенное в поезде, расслабляет, успокаивает и позволяет переключить мозг с прошлого приключения на следующее.

Концовки

Шлем, который никогда не наденешь
Шлем, который никогда не наденешь

Что тут скажешь? Их тут две: плохая и ужасная — хорошей не завезли. Поэтому ком в горле обеспечен. Конечно, если ты действительно следишь за сюжетом, общаешься с экипажем, слушаешь их истории, переживаешь за персонажей и действительно вживаешься в историю.

Обе концовки зависят от того как игрок вел себя во время прохождения и чем он занимался, при чем показано это логично. В плане постановки и диалогов концовки мало отличаются, но я доволен тем, как они сделаны.

Вывод

В первую очередь Metro Exodus — это дорожное приключение. А этот жанр я очень люблю, как в синематографе, так и в играх. Этому ощущению очень способствуют уровни в поезде, особенно в начале и середине игры. Напряженная развязка вызывает совсем другие мысли.

Через какое-то время после прохождения игры я понял, что уже соскучился по ней. Мне снова хочется окунуться в нее и пройти еще раз. Благо в игре есть режим Новая игра+, в которую можно забрать все оружие с модификациями и настроить различные усложнения прохождения.

У меня не было никаких ожиданий от этой игры, может поэтому я получил от нее такое удовольствие. Очень интересно будет ли новая часть игры, а если будет, то какую концовку возьмут за канон? Учитывая современные тенденции, новая часть может быть за Аню. Не то, чтобы я был против этого — очень многое зависит от сюжета и его подачи.